Редко встретишь актера, для которого просто не существует эпизодических ролей, а каждый герой — будь-то Артемон из «Золотого ключика» или Семплеяров из «Мастера и Маргариты» — получается настолько ярким и эмоциональным, что зрители имеют уникальную возможность по достоинству оценить тех персонажей, которых ранее считали второстепенными. Владимир Горбунов — актер Харьковского академического театра кукол имени Афанасьева — умеет это как никто другой. Потому и неудивительно, что на днях талантливейшему исполнителю ролей львят, волков, медведей, бобров и других кукольных персонажей присвоено звание заслуженного артиста Украины.
Актером театра кукол Владимир Горбунов стал в 12 (!) лет. В родном городке, который артист с любовью называет Тростянбург (Тростянец Сумской области), в то время как раз был создан такой самодеятельный коллектив. Всех школьников младших классов пригласили на премьеру спектакля «Птичье молоко». А перед началом представления сообщили: если кому-то из детей понравится спектакль и будет желание попробовать себя в актерском амплуа, просим остаться для записи в детскую студию. И когда представление закончилось, в зале остался один-единственный мальчик — Володя Горбунов. «Меня настолько поразили и плюшевый занавес, и красивые куклы, которые умеют ходить и говорить, и сам спектакль, что я непременно решил стать актером театра кукол» — вспоминает Владимир Михайлович. С тех пор ежедневно сразу после уроков он бежал на репетиции. Маме ужасно не нравилось это увлечение сына, так как в будущем она видела его только военным. Но за сына заступился отец, сказал, мол, если ему нравится, пусть занимается — это лучше, чем шататься по улице с мальчишками. И мама смирилась.Первый свой дебют в школьном возрасте Владимир Михайлович помнит очень хорошо. Это был спектакль «Ореховый прутик», потом — как раз то самое «Птичье молоко», которое так
восхитило будущего артиста.
— Наш коллектив под руководством заслуженного деятеля культуры Василия Ефимовича Натарова стал первым народным самодеятельным театром кукол в Украине, — рассказывает Владимир Горбунов. — Мы ездили на гастроли, разнообразные фестивали. За каждое выступление дети даже получали символическую зарплату — один рубль. Но главным стимулом работы в театре были, конечно же, не деньги, а удовольствие, полученное от выступления.
По окончании школы Владимир Горбунов не рискнул поступать в вуз и решил вначале окончить Саратовское театральное училище.
— Я был очень нерешительным, поэтому поехал не в Харьков, о котором долгое время мечтал, а в Саратов, — говорит заслуженный артист Украины. — Но не жалею о своем поступке. Мне очень повезло с педагогами. Народный артист России Александр Чертов дал мне очень многое. Я учился у него абсолютно всему. И когда через много лет я все-таки решил получить высшее образование, то опять поехал к Александру Семеновичу. То есть дважды учился у одного
и того же педагога.
Трудовую деятельность Владимир Михайлович начал в Орловском театре кукол, а через пять лет приехал в Харьков. Зашел к Виктору Афанасьеву, познакомился и, пройдя конкурс, был зачислен в штат.
— Меня всегда привлекал Харьков. Во-первых, это очень большой культурный центр нашей страны. Во-вторых, здесь размещался прекрасный Дворец сказок, которым руководил легендарный Афанасьев. В-третьих, мне нравилось наличие вечернего репертуара, — делится воспоминаниями Владимир Горбунов. — Хотя работать звали и в Сумы, и в Полтаву. Но я хотел остаться в Харькове.
За 31 год деятельности на профессиональной сцене актер Горбунов сыграл более 150 ролей. Самые любимые из них — Папа Карло из «Золотого ключика», доктор из спектакля «Тень», Платов из «Левши», Тяпкин-Ляпкин из «Ревизора», Берлиоз из «Мастера и Маргариты». Но говорит, что больше всего душа прикипела к роли Дворняги из спектакля «Самая вкусная гора». Именно с ней актер и отождествляет себя по характеру. А сколько зверей пришлось играть Владимиру Михайловичу — просто не счесть. Волков, собак, ежиков, львят, удавов, лисят, павлинов, филинов и даже крокодилов. Перевоплощаться в сказочных героев Горбунову безумно нравится, ведь дети, по его определению, самые благодарные зрители, поэтому выкладываться даже в эпизодических ролях нужно на все 100.