Содержание рекламы медикаментов должно быть согласовано с Минздравом. Это предусмотрено законопроектом № 4772, который внесен на рассмотрение Верховной Рады. Таким образом законодатели решили защитить потребителей от недобросовестных рекламодателей.

— Законопроект обязывает согласовывать с Министерством здравоохранения содержание рекламы лекарственных средств, медтехники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, — пояснила «Вечернему Харькову» заместитель начальника Харьковского областного управления по делам защиты прав потребителей Татьяна Холод. — Разрешение или отказ в согласовании Минздрав должен предоставить в течение месяца бесплатно. Отказать могут в случае нарушения требований закона о рекламе и при выявлении недостоверных данных в предоставленных документах. Кстати, по этим же причинам ранее предоставленное согласование может быть аннулировано. 

Специалистов по защите прав потребителей новшество порадовало, и они ждут не дождутся, когда закон вступит в силу, поскольку потребителей, обманутых недобросовестной рекламой, — множество, — утверждает Татьяна Ивановна. — В статье 21 действующего Закона «О рекламе» речь идет о рекламе лекарственных средств, и многие наши рекламодатели говорят: мол, нас это не касается, мы не рекламируем лекарства, мы просто рассказываем о средствах профилактики и гигиены, о продуктах… А вот теперь будет касаться и их… — говорит она. 

А между тем в рекламе, например, массажеров или биодобавок может упоминаться список из десятка заболеваний, которые этот товар излечивает. Рекламируются, к примеру, коврики-обогреватели, которые повышают потенцию; препараты, средства профилактики и диагностики, которые «лечат все». С экранов телевизора «доктора» на все лады расхваливают «лечебную» зубную пасту, мол, «мне помогает и вам советую»… Более того, даже продукты, если верить рекламе, избавляют от тяжелейших заболеваний. 

— Недавно в одном из супермаркетов мы изъяли упаковки кураги и инжира, на этикетках которых значилось, что они лечат... от рака! — возмущается Татьяна Холод. — Это нормально?! В 21-й статье говорится, что вообще нельзя рекламировать лекарства как избавление от тяжелых недугов. А у нас курага с инжиром лечат от смертельной хвори!
По словам специалиста, механизм контроля пока не определен и будет описан в соответствующем постановлении Кабинета министров после принятия законопроекта Верховной Радой. 

А вот у рекламистов нововведение бурной радости не вызывает, скорее наоборот. Например, сотрудник одного из рекламных агентств признался, что опасается определенных трудностей, которые могут возникнуть при согласовании в Минздраве, и затягивания процедуры на довольно длительное время.