LOMO Sapiens — так называется художественный проект, собравший в небольшом зале муниципальной галереи более тысячи фотографий 300 участников из 46 стран мира. Открытие первой в Украине ЛОМОграфической выставки состоялось 10 июля.

Пресыщенному западному потребителю давно надоели суперчеткие, технически безукоризненные, отретушированные, без малейшего изъяна гламурные фотографии, к тому же обработанные на компьютере. Ностальгия по «правде жизни», старым добрым фотографиям с нерезким изображением, пересветом, очень слабой или очень сильной контрастностью и другими «шероховатостями» вызвала новое художественное движение — ЛОМОграфию. 

Компактные фотокамеры Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО) выпускались в СССР в 80-х годах ХХ века. В годы перестройки советская оптика плохого качества, которая давала различные искривления и эффект «виньетирования» (затемнения по периметру кадра), заинтересовала любознательных иностранцев. Так в 90-х годах зародилось движение ЛОМОграфов. 

— Вся эволюция фототехники направлена на то, чтобы человек увидел на снимке картинку, максимально приближенную к тому, что он видит глазом, — рассказывает куратор выставки Татьяна Борзунова. — Это то, что мы называем качеством. У ЛОМО совершенно другой принцип: камера привносит свое видение. Это такой «третий глаз» фотографа, который трактует картинку по-своему. Причем с элементами неожиданности: автор не знает, что получится, когда он проявит пленку и отпечатает снимки. 

Три сотни человек, живущих в разных уголках мира, демонстрируют на харьковской выставке «живые» сюжеты: снятые непрофессионалами пикники, виды дикой природы, закоулки городской жизни, обычный быт обычных людей. 

— Мы — такие же ЛОМОграфы, как и наши участники, здесь есть и наши работы, — подчеркивает Татьяна. — Было бы здорово, если бы ЛОМОвыставки проходили раз в год.
Часть экспонатов выставки — дело рук профессиональных фотографов, увлекшихся ЛОМО-эффектами с искажением пространства. Фотопленку используют двух форматов — уже забытую владельцами «цифры» 35-миллиметровую и еще более редкую — широкоформатную 120-ю, которая дает «квадратный кадр». Причем не только цветную, но и черно-белую. 

Кстати, увлечение пленочным ЛОМО заметили австрийцы. И перекупили у «умершего» питерского завода лицензию и бренд. Теперь точную копию бывшей советской «мыльницы» изготавливают в Китае. Но стоит «клон» гораздо дороже своего предшественника — около 250 евро. 

В Украине аналогов ЛОМО нет, похожее качество дает, может быть, фотоаппарат «Смена». А вот харьковский «ФЭД» и тем более «Зенит» — слишком «навороченные» советские камеры и интереса для ЛОМОграфов не представляют.