Группа «Мертвый пивень», которую сегодня без преувеличения можно назвать культовой группой львовской рок-тусовки, местом рождения своего нового альбома выбрала харьковскую студию «М-Арт». Название нового детища — «Песни мертвого пивня». Состоит альбом из 11 песен, все они написаны на белые стихи одного из самых популярных на сегодня украинских писателей и поэтов Юрия Андруховича.

Вряд ли посетителям львовской кафешки под названием «Старий Львов», могло прийти в голову, что железный флюгер в виде петуха, который висел над входом, увековечит сие заведение в музыкальной памяти потомков на долгие лета. Впрочем, само кафе тоже чем-то походило на курятник, рассказывает гитарист «МП» Роман Чайка: вниз молодые мамаши приводили своих детишек поглощать мороженое, а на втором этаже сидели пьяные студенты. Сам же пернатый флюгер больше походил на мертвого, чем на железного. Так и получилось, что среди завсегдатаев это кафе как-то само собой переименовалось в «Мертвого пивня». Когда же в 90-м году у львовских тогда еще студентов, недавно сколотивших группу, возник вопрос о том, как же ее назвать, особых разногласий не было: уж если столько времени проведено на пресловутом втором этаже «Мертвого пивня», так никак по-другому группа называться и не может. Вот под таким названием группа впервые и засветилась в 1990 году на львовском фестивале «Вивих», где между прочим и стала лауреатом.
За 15 лет существования на счету «МП» — восемь альбомов, участие во многих фестивалях, и не только украинских. Так, например, в 1994 году «Пивень» был признан лучшим событием фестиваля «Bardentreffen» во Фрайбурге. Группа регулярно принимает участие в фестивалях в Кракове (Польша). По данным музыкального рейтинга «Профи», «МП» занимает десятое место в Украине в номинации «рок-группа» и шестое место в номинации «рок-концерт».
Сегодня группу можно назвать одним из самых ярких украинских музыкальных явлений. Ее музыка никогда не была легкой для восприятия, а значит, коммерческого успеха уже априори иметь не может. Народ такую музыку воспринимает с неохотой. Однако, несмотря на это, агрессивность «МП» по отношению к низкопробной попсе, часто появляющейся на эстрадном небосклоне, отнюдь не уменьшилась.
За 15 лет ядро «МП» не изменилось: Михайло Барбара (вокал), Роман Чайка (гитара), Олег (Джон) Сук (бас-гитара), Юрко Чопик (акустическая гитара). Вот только барабанщики менялись, потому что они, по словам Чайки, как озон — имеют свойство улетучиваться. Этот альбом записывался вместе с харьковским барабанщиком Гейцем (о его мирском имени просили не распространяться).
Михайло Барбара уже год живет в Харькове, работая актером в театре «Арабески». Вот с ним и Романом Чайкой я и встретилась в святая святых харьковских музыкантов — студии «М-Арт», когда львовяне уже заканчивали работу над новым альбомом.
— Почему альбом писали в Харькове?
Барбара: — Я хотел, чтобы ребята сорвались с насиженных мест и попали в такое место, где они бы занимались только музыкой. Где Чайка не будет отвлекаться на эфир, Джон не будет отвлекаться на жену. К тому же студия очень хорошая, таких студий немного в Украине. По набору инструментов она вообще уникальна.
Чайка: — Звукорежиссеры — нормальные ребята. У них есть уши и нет диктатуры над музыкантами. Зачастую же методом запугиваний и психологического давления в дорогих студиях создается дискомфортная ситуация. А здесь два звукорежиссера, оба —
золотые парни.
— Почему белые стихи Андруховича? Что, рифмованной поэзии не хватает?
Барбара: — Бог его знает… Я не могу понять. Это совершенно нелогично. Просто понимаю: то, что пишет Андрухович, — это именно то, что хочется спеть или сыграть.
Чайка: — Здесь еще и другой момент есть. Во-первых, мы хотели проучить патриарха Андруховича, который как-то заявил, что он, наконец-то, написал такие стихи, которые группа «Мертвий пивень» не сможет спеть. В результате нарвался на то, что мы положили и этот сборник на музыку. А если серьезно, то наша рок-сцена просто кишит откровенно тупыми рифмованными текстами, я уже не говорю про попсу. Хорошего же, разумного рокешника с хорошими текстами — буквально 5-6 команд. И они так или иначе связаны не с рифмоплетами, а с настоящими поэтами.
— Для кого вы работаете?
Чайка: — Аудитория — это такое же эфемерное понятие, как и народ. Вроде оно и существует для того, чтобы писать об этом в газетах. Это всегда набор индивидуумов. Мы работаем для конкретных людей. Для людей, которые, во-первых, владеют языком сложнее идиша и иврита вместе взятых, то есть украинским. Во-вторых, для людей, которые отличают поэзию от барахла и, по крайней мере, знают о том, кто такой Андрухович. В-третьих, для студентов, которые всегда хотят выглядеть мудрее. И в-четвертых, простите, для недобитой украинской интеллигенции.
Барбара: — Мы не занимаемся маркетингом. Не исследуем свою целевую аудиторию. Мы играем то, что нам хочется.
— «Мертвий пивень» — это группа, которая может приносить деньги?
Чайка: — Пятнадцать лет она не приносила денег. И при нынешней ситуации на музыкальном рынке, когда пиратство процветает, а на концерты все пытаются пройти на халяву, потому что кто-то когда-то бухал с Барбарой, думаю, что приносить их не станет. Это абсолютно совковая логика, которая никогда не позволит рок-музыкантам зарабатывать ни альбомами, ни концертами.
— Однако «Океан Ельзи» и «ВВ» — это удачные коммерческие проекты.
Чайка: — «Океан Ельзи» — это изначально медиа-коммерческий проект, который потом Славик и ребята наполнили смыслом. Есть и другой путь, как «ВВ»: десять лет по панк-клубам без денег, чтобы потом где-то, опять-таки в Москве, дали «добро» и сказали: «Вы что не поняли? «ВВ» — суперпопулярная группа!» И все дебилы, которые контролируют FM-пространство, сразу же стали выполнять приказание. В результате «ВВ» кровью и потом приобрела себе популярность.
— Что сегодня делать с довольно-таки низкопробным музыкальным продуктом, который просто потоком льется из радио и телевизоров?
Барбара: — Не слушать радио и не смотреть телевизор!
(смеется)
Чайка: — Поезд давно ушел. Пятнадцать лет назад весь информационный и музыкальный рынок был отдан московским компаниям. Соответственно, двум поколениям слушателей навязаны избитые стереотипы, когда за точку отсчета взят какой-нибудь Филипп Киркоров. В результате «совки» сегодня с большим удовольствием побегут на концерт Витаса или того же Киркорова и проигнорируют концерт, например, Дэвида Боуи.
Барбара: — Однако всегда будут люди, которые все-таки слушают достойную музыку. Те, кто слушал ее при «совке», будут слушать и сейчас.
— В каком музыкальном стиле работает группа «Мертвий пивень»?
Чайка: — Мы никогда не имели к стилю никакого отношения. Мы выжимаем из стихов ту музыку, которая им идет. Если получается, что из этого текста выходит блюз или рок-н-ролл, а из этого фанк или хип-хоп, то так оно и получается.
Барбара: — Повторюсь еще раз: мы просто делаем то, что нам нравится.
В ближайших планах у «Мертвого пивня» сделать все для того, чтобы новый альбом увидел свет. И над этим еще нужно поработать. Связываться же с украинскими медиа музыкантам не очень хочется. Поэтому с конца февраля намечена серия презентаций по городам Украины. Уже сейчас есть довольно-таки определенные планы насчет Киева, Харькова, Полтавы, и Львова.