— В прошлом месяце по объемам сбора налогов Харьковщина вышла на второе место в Украине, — сообщил читателям на «прямой телефонной линии» первый заместитель председателя государственной налоговой администрации в Харьковской области Евгений Шевченко. А по итогам прошлого года мы вошли в пятерку самых платежеспособных областей в стране.
— Добрый день, Евгений Владимирович! Меня зовут Людмила. Я хочу продать свою квартиру. Скажите, должна ли я платить какие-то налоги?— В этом году нет. Потому что статья 11 Закона «О государственном бюджете» на 2006 год приостановила действие закона о продаже объектов недвижимости. И в этом году сделки по продаже недвижимости — будь это квартира, гараж, садовый домик, дачный участок — налогом не облагаются.
— Меня зовут Виталий Карпенко. Вопрос такой: изменилась ли с принятием бюджета 2006 года ставка земельного налога, а если изменилась, то как?
— В принципе, Виталий, норма земельного налога осталась та же. Единственно, там появилось уточнение, что к ставкам земельного налога в тех населенных пунктах, где не была проведена денежная оценка земли, в расчете налога применяется коэффициент 3,1. Это статья 72 «Закона о государственном бюджете Украины» на 2006 год.
Родился 20 июля 1948 г. в г. Стаханове Луганской области. Окончил Харьковский инженерно-экономический институт (специальность — экономист). С 1980 по 1998 гг. работал на руководящих должностях в государственных и коммерческих структурах г. Стаханова.
С октября 1998 по февраль 2001 гг. занимал должность заместителя начальника ГНИ в г. Стаханове. С октября 2001 по май 2003 гг. — заместитель председателя одного из дочерних предприятий НАК «Нефтегаз Украина». Работал заместителем начальника — начальником управления налогового сопровождения сферы материального производства СГНИ КПН в г.Харькове. С июля 2003 г. — первый заместитель председателя ГНА в Харьковской области. Имеет специальное звание «Государственный советник налоговой службы III ранга». Беспартийный. Женат, двое детей, двое внуков. Хобби — коллекционирование камней, член «Клуба любителей камня».
— Я Иванова Антонина Ивановна. Скажите, какая минимальная зарплата будет в этом году?
— В «Законе о государственном бюджете Украины» сказано, что с 1 января 2006 года минимальная зарплата составляет 350 гривен. С 1 июля она повысится до 375 гривен, а с 1 декабря минимальная зарплата должна составлять не менее 400 гривен.
— Еще такой вопрос, Евгений Владимирович. А пенсионерам будут какие-то надбавки?
— Естественно, Антонина Ивановна. Изменение минимальной заработной платы влияет на размер социальных льгот. В 2006 году социальная льгота у нас составляет 100% — 175 гривен, 150% — 262, 5 гривен и 200% — 350 гривен.
— Евгений Владимирович, было бы интересно узнать, на каком месте в Украине Харьковщина находится по объемам сбора налогов?
— По итогам прошлого года мы вошли в пятерку. А по абсолютным цифрам мы, пожалуй, на втором. В январе этого года по объемам сбора налогов вышли на второе место в Украине.
— А с чем это связано?
— С тем, что снизилось поступление налогов из Донецкой и Днепропетровской областей. Там динамика поступления платежей зависит от работы предприятий металлургической и угольной промышленности. В последнее время в связи с повышением цен на энергоносители себестоимость этой продукции возросла, следовательно, упал уровень уплаты налогов.
— Меня зовут Вера Ивановна, я зарегистрирована как юридическое лицо. В этом году у меня изменился юридический адрес. Скажите, пожалуйста, должна ли я поменять налоговую инспекцию?
— В случае смены адреса налогоплательщика в течение календарного года уплата налоговых сборов осуществляется по предыдущему месту регистрации до окончания бюджетного года. Но все равно вы должны зарегистрироваться в налоговой инспекции по новому юридическому адресу, а платить будете продолжать по предыдущему месту регистрации до окончания этого года. В вашем случае — до конца этого года вы платите и сдаете все декларации в «старую» налоговую инспекцию. А уже начиная с 1 января 2007 года вы будете платить и всю отчетность сдавать по новому адресу. У нас есть подобные примеры: в прошлом году несколько предприятий перешли к нам на налоговый учет из соседних областей. Тем не менее они уплачивали все налоги и сборы по месту предыдущей своей регистрации — в Сумской и Донецкой областях. А начиная с этого года они будут платить налоги налоговой администрации в Харьковской области.
План-график Министерства финансов Украины на 2005 год по платежам, которые контролирует налоговая служба, — 3814,4 млн. грн., —по доходам государственного бюджета выполнен на 102, 3%. Фактически поступило 3902,2 млн. грн., (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 174,9% (+1671, 2 млн. грн.).
Показатели, утвержденные местными советами Харьковской области на 2005 год по обеспечению доходов местного бюджета региона, по платежам, которые контролирует налоговая служба, — 1448,0 млн. грн., — выполнены на 100,1%, (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 128,4% (+320,1 млн. грн.). Таким образом, налоговая служба Харьковской области обеспечила поступления платежей в сводный бюджет в сумме 5351,0 млн. грн., (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 159,3% (+1991,3 млн. грн.).
Январь 2006 года
План-график Министерства финансов Украины на 2006 год по платежам, которые контролирует налоговая служба, — 253,4 млн. грн., — по доходам государственного бюджета выполнен на 111,4%. Фактически поступило 282,2 млн. грн., (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 130,7% (+66, 2 млн. грн.).
В местный бюджет фактически поступило 111,0 млн. грн., (что в сравнении с январем 2005 года больше на 10,5 млн. грн. или 110,4%). Таким образом, налоговая служба Харьковской области обеспечила поступления платежей в сводный бюджет в сумме 393,2 млн. грн., (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 124,2% (+76,7 млн. грн.).
Примечание
Государственный бюджет — план по формированию, распределению и использованию денежных средств государством. Местный бюджет — план по формированию, распределению и использованию денежных средств на региональном уровне, поселковом, районном, городском. Сводный бюджет — это государственный бюджет плюс местный бюджет.
— Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Евгений Владимирович, слышала о том, что физические лица, получающие заработную плату, могут воспользоваться какой-то льготой — налоговым кредитом. Что это такое?
— Налоговый кредит — это сумма расходов, уплаченных налогоплательщиком в связи с приобретением товаров, работ или услуг в течение отчетного года. На эту сумму расходов уменьшается налогообложение. Налоговый кредит могут получить только резиденты Украины и граждане, которым присвоен идентификационный номер. Предприниматели налоговым кредитом не могут воспользоваться, так как получают доход, а не зарплату. По опыту кампании декларирования прошлого года наибольший удельный вес налогоплательщиков при подаче декларации по налоговому кредиту составляют расходы, связанные с платой за обучение в высших учебных заведениях. Если расходы подтверждены документально, то они включаются в состав налогового кредита. К документальному подтверждению относятся фискальный или товарный чек, кассовый ордер, товарная накладная. Именно эти документы идентифицируют продавца товаров, работ или услуг и определяют сумму таких расходов. Суммы, которые относятся к налоговому кредиту, ограничены. Совокупная сумма не может превышать общего налогооблагаемого дохода налогоплательщика, начисленного в течение отчетного года как заработная плата. Поэтому если человек не имел заработной платы, то и права на налоговый кредит у него тоже нет.
— Меня зовут Виктория. Я заключила с вузом, в котором учится мой сын, договор на его обучение. Но квитанции на оплату оформлены не на мое имя, а на сына-студента, который не имеет самостоятельных источников дохода. Есть ли в таком случае у меня или моего мужа право на налоговый кредит?
— Да, есть. Законом Украины «Об образовании» установлено, что за несовершеннолетних детей (до 18 лет) договор на обучение должен составляться их родителями, но в договоре при этом обязательно отмечается фамилия, имя и отчество лица, которое будет непосредственно учиться, то есть вашего ребенка. Учитывая нормы семейного и гражданского Кодексов, отец (являющийся плательщиком налогов) может воспользоваться правом на налоговый кредит за обучение своего ребенка. В качестве подтверждающих документов он должен предъявить квитанции оплаты обучения согласно заключенному договору, оформленные на имя ребенка-студента, который не имеет самостоятельных источников дохода.
— Евгений Владимирович, имеют ли родители студента право на налоговый кредит, если ребенок является студентом-заочником, работает и получает заработную плату?
— Родители работающего студента, который получает зарплату, не имеют права на начисление налогового кредита за обучение сына-студента. Налоговый кредит — это сумма (стоимость) затрат, понесенных плательщиком налогов. Советую вам заглянуть в пункт 1.16 первой статьи Закона Украины (№ 889-IV от 22.05.2003 г.) «О налоге с доходов физических лиц». Поскольку студент работает и получает заработную плату, он является плательщиком налога с доходов физических лиц. Работающий студент должен сам подать декларацию для получения налогового кредита на обучение в пределах полученной им на протяжении 2005 года заработной платы.
— Меня зовут Алексей, я студент. Интересно узнать, встречались ли вы со случаями, когда на налоговую службу оказывалось давление по каким-либо вопросам?
— Давление на налоговую службу оказывается всегда — по-другому не бывает. А сейчас, в период проведения предвыборной кампании, различные политические силы пытаются руками налоговой службы расправиться с конкурентами, собрать какие-то компрометирующие материалы.
Во-первых, работники налоговой службы как государственные служащие не являются членами каких-либо партий и находятся вне политики. Это подчеркивал на встрече с работниками налоговой службы области Председатель ГНА Украины Александр Иванович Киреев. Поэтому мы не допускаем вмешательства в нашу работу различных политических сил. Это также относится к подбору кадров в налоговой службе. Для работы в нашем ведомстве главным критерием является профессионализм.
Давления на плательщиков в работе налоговой службы должно быть все меньше и меньше. Человек вообще должен добровольно платить налоги. Просто у нас еще не сформировалась налоговая культура, которая должна быть в обществе. А потом… самый главный вопрос: до тех пор, пока люди бедные, им жаль отдавать свои деньги на налоги. Когда человек становится материально обеспеченным и независимым (хотя, конечно, это не правило), тогда исчезает необходимость мелочиться. Например, в этом году резко подняли зарплату работникам таможенной службы. Мне известно, что рядовой инспектор сейчас получает с премиями и надбавками несколько тысяч гривен. И теперь все отмечают, что в работе таможенной службы произошли значительные изменения в лучшую сторону.
— Евгений Владимирович, сейчас ходят слухи о том, что часть собранных налоговых средств идет на выборы…
— Чепуха все это! Во-первых, хочу сказать, что мы собираем, а не распределяем деньги. А уж как использовать Государственный и местный бюджеты, решают финансовые органы и местные советы, каждый в пределах своей компетенции.
Мы в бюджет деньги перечислили, а распределение идет централизованно. Сейчас очень остро стоит вопрос о том, чтобы больше средств оставалось в регионах. Это действительно, наверное, нужное дело. Хотя я вам скажу, что от перераспределения средств мы никуда не денемся. Дело в том, что есть самодостаточные области, а есть такие, которые собирают налогов очень мало, а потребности у них очень большие.