— В прошлом месяце по объемам сбора налогов Харьковщина вышла на второе место в Украине, — сообщил читателям на «прямой телефонной линии» первый заместитель председателя государственной налоговой администрации в Харьковской области Евгений Шевченко. А по итогам прошлого года мы вошли в пятерку самых платежеспособных областей в стране.

— Добрый день, Евгений Владимирович! Меня зовут Людмила. Я хочу продать свою квартиру. Скажите, должна ли я платить какие-то налоги?
— В этом году нет. Потому что статья 11 Закона «О государственном бюджете» на 2006 год приостановила действие закона о продаже объектов недвижимости. И в этом году сделки по продаже недвижимости — будь это квартира, гараж, садовый домик, дачный участок — налогом не облагаются.
— Меня зовут Виталий Карпенко. Вопрос такой: изменилась ли с принятием бюджета 2006 года ставка земельного налога, а если изменилась, то как?
— В принципе, Виталий, норма земельного налога осталась та же. Единственно, там появилось уточнение, что к ставкам земельного налога в тех населенных пунктах, где не была проведена денежная оценка земли, в расчете налога применяется коэффициент 3,1. Это статья 72 «Закона о государственном бюджете Украины» на 2006 год.
Личное дело
Шевченко Евгений Владимирович — первый заместитель председателя государственной налоговой администрации (ГНА) в Харьковской области с июля 2003 года.
Родился 20 июля 1948 г. в г. Стаханове Луганской области. Окончил Харьковский инженерно-экономический институт (специальность — экономист). С 1980 по 1998 гг. работал на руководящих должностях в государственных и коммерческих структурах г. Стаханова.
С октября 1998 по февраль 2001 гг. занимал должность заместителя начальника ГНИ в г. Стаханове. С октября 2001 по май 2003 гг. — заместитель председателя одного из дочерних предприятий НАК «Нефтегаз Украина». Работал заместителем начальника — начальником управления налогового сопровождения сферы материального производства СГНИ КПН в г.Харькове. С июля 2003 г. — первый заместитель председателя ГНА в Харьковской области. Имеет специальное звание «Государственный советник налоговой службы III ранга». Беспартийный. Женат, двое детей, двое внуков. Хобби — коллекционирование камней, член «Клуба любителей камня».

— Я Иванова Антонина Ивановна. Скажите, какая минимальная зарплата будет в этом году?
— В «Законе о государственном бюджете Украины» сказано, что с 1 января 2006 года минимальная зарплата составляет 350 гривен. С 1 июля она повысится до 375 гривен, а с 1 декабря минимальная зарплата должна составлять не менее 400 гривен.
— Еще такой вопрос, Евгений Владимирович. А пенсионерам будут какие-то надбавки?
— Естественно, Антонина Ивановна. Изменение минимальной заработной платы влияет на размер социальных льгот. В 2006 году социальная льгота у нас составляет 100% — 175 гривен, 150% — 262, 5 гривен и 200% — 350 гривен.
— Евгений Владимирович, было бы интересно узнать, на каком месте в Украине Харьковщина находится по объемам сбора налогов?
— По итогам прошлого года мы вошли в пятерку. А по абсолютным цифрам мы, пожалуй, на втором. В январе этого года по объемам сбора налогов вышли на второе место в Украине.
— А с чем это связано?
— С тем, что снизилось поступление налогов из Донецкой и Днепропетровской областей. Там динамика поступления платежей зависит от работы предприятий металлургической и угольной промышленности. В последнее время в связи с повышением цен на энергоносители себестоимость этой продукции возросла, следовательно, упал уровень уплаты налогов.


Цитата
До тех пор, пока люди бедные, им жаль отдавать свои деньги на налоги. Когда человек становится материально обеспеченным и независимым (хотя, конечно, это не правило), тогда исчезает необходимость мелочиться.


— Меня зовут Вера Ивановна, я зарегистрирована как юридическое лицо. В этом году у меня изменился юридический адрес. Скажите, пожалуйста, должна ли я поменять налоговую инспекцию?
— В случае смены адреса налогоплательщика в течение календарного года уплата налоговых сборов осуществляется по предыдущему месту регистрации до окончания бюджетного года. Но все равно вы должны зарегистрироваться в налоговой инспекции по новому юридическому адресу, а платить будете продолжать по предыдущему месту регистрации до окончания этого года. В вашем случае — до конца этого года вы платите и сдаете все декларации в «старую» налоговую инспекцию. А уже начиная с 1 января 2007 года вы будете платить и всю отчетность сдавать по новому адресу. У нас есть подобные примеры: в прошлом году несколько предприятий перешли к нам на налоговый учет из соседних областей. Тем не менее они уплачивали все налоги и сборы по месту предыдущей своей регистрации — в Сумской и Донецкой областях. А начиная с этого года они будут платить налоги налоговой администрации в Харьковской области.



Цифры
2005 год
План-график Министерства финансов Украины на 2005 год по платежам, которые контролирует налоговая служба, — 3814,4 млн. грн., —по доходам государственного бюджета выполнен на 102, 3%. Фактически поступило 3902,2 млн. грн., (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 174,9% (+1671, 2 млн. грн.).
Показатели, утвержденные местными советами Харьковской области на 2005 год по обеспечению доходов местного бюджета региона, по платежам, которые контролирует налоговая служба, — 1448,0 млн. грн., — выполнены на 100,1%, (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 128,4% (+320,1 млн. грн.). Таким образом, налоговая служба Харьковской области обеспечила поступления платежей в сводный бюджет в сумме 5351,0 млн. грн., (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 159,3% (+1991,3 млн. грн.).
Январь 2006 года
План-график Министерства финансов Украины на 2006 год по платежам, которые контролирует налоговая служба, — 253,4 млн. грн., — по доходам государственного бюджета выполнен на 111,4%. Фактически поступило 282,2 млн. грн., (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 130,7% (+66, 2 млн. грн.).
В местный бюджет фактически поступило 111,0 млн. грн., (что в сравнении с январем 2005 года больше на 10,5 млн. грн. или 110,4%). Таким образом, налоговая служба Харьковской области обеспечила поступления платежей в сводный бюджет в сумме 393,2 млн. грн., (в сравнении с прошлым годом темп роста составил 124,2% (+76,7 млн. грн.).
Примечание
Государственный бюджет — план по формированию, распределению и использованию денежных средств государством. Местный бюджет — план по формированию, распределению и использованию денежных средств на региональном уровне, поселковом, районном, городском. Сводный бюджет — это государственный бюджет плюс местный бюджет.


— Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Евгений Владимирович, слышала о том, что физические лица, получающие заработную плату, могут воспользоваться какой-то льготой — налоговым кредитом. Что это такое?
— Налоговый кредит — это сумма расходов, уплаченных налогоплательщиком в связи с приобретением товаров, работ или услуг в течение отчетного года. На эту сумму расходов уменьшается налогообложение. Налоговый кредит могут получить только резиденты Украины и граждане, которым присвоен идентификационный номер. Предприниматели налоговым кредитом не могут воспользоваться, так как получают доход, а не зарплату. По опыту кампании декларирования прошлого года наибольший удельный вес налогоплательщиков при подаче декларации по налоговому кредиту составляют расходы, связанные с платой за обучение в высших учебных заведениях. Если расходы подтверждены документально, то они включаются в состав налогового кредита. К документальному подтверждению относятся фискальный или товарный чек, кассовый ордер, товарная накладная. Именно эти документы идентифицируют продавца товаров, работ или услуг и определяют сумму таких расходов. Суммы, которые относятся к налоговому кредиту, ограничены. Совокупная сумма не может превышать общего налогооблагаемого дохода налогоплательщика, начисленного в течение отчетного года как заработная плата. Поэтому если человек не имел заработной платы, то и права на налоговый кредит у него тоже нет.
— Меня зовут Виктория. Я заключила с вузом, в котором учится мой сын, договор на его обучение. Но квитанции на оплату оформлены не на мое имя, а на сына-студента, который не имеет самостоятельных источников дохода. Есть ли в таком случае у меня или моего мужа право на налоговый кредит?
— Да, есть. Законом Украины «Об образовании» установлено, что за несовершеннолетних детей (до 18 лет) договор на обучение должен составляться их родителями, но в договоре при этом обязательно отмечается фамилия, имя и отчество лица, которое будет непосредственно учиться, то есть вашего ребенка. Учитывая нормы семейного и гражданского Кодексов, отец (являющийся плательщиком налогов) может воспользоваться правом на налоговый кредит за обучение своего ребенка. В качестве подтверждающих документов он должен предъявить квитанции оплаты обучения согласно заключенному договору, оформленные на имя ребенка-студента, который не имеет самостоятельных источников дохода.
— Евгений Владимирович, имеют ли родители студента право на налоговый кредит, если ребенок является студентом-заочником, работает и получает заработную плату?
— Родители работающего студента, который получает зарплату, не имеют права на начисление налогового кредита за обучение сына-студента. Налоговый кредит — это сумма (стоимость) затрат, понесенных плательщиком налогов. Советую вам заглянуть в пункт 1.16 первой статьи Закона Украины (№ 889-IV от 22.05.2003 г.) «О налоге с доходов физических лиц». Поскольку студент работает и получает заработную плату, он является плательщиком налога с доходов физических лиц. Работающий студент должен сам подать декларацию для получения налогового кредита на обучение в пределах полученной им на протяжении 2005 года заработной платы.
— Меня зовут Алексей, я студент. Интересно узнать, встречались ли вы со случаями, когда на налоговую службу оказывалось давление по каким-либо вопросам?
— Давление на налоговую службу оказывается всегда — по-другому не бывает. А сейчас, в период проведения предвыборной кампании, различные политические силы пытаются руками налоговой службы расправиться с конкурентами, собрать какие-то компрометирующие материалы.
Во-первых, работники налоговой службы как государственные служащие не являются членами каких-либо партий и находятся вне политики. Это подчеркивал на встрече с работниками налоговой службы области Председатель ГНА Украины Александр Иванович Киреев. Поэтому мы не допускаем вмешательства в нашу работу различных политических сил. Это также относится к подбору кадров в налоговой службе. Для работы в нашем ведомстве главным критерием является профессионализм.
Давления на плательщиков в работе налоговой службы должно быть все меньше и меньше. Человек вообще должен добровольно платить налоги. Просто у нас еще не сформировалась налоговая культура, которая должна быть в обществе. А потом… самый главный вопрос: до тех пор, пока люди бедные, им жаль отдавать свои деньги на налоги. Когда человек становится материально обеспеченным и независимым (хотя, конечно, это не правило), тогда исчезает необходимость мелочиться. Например, в этом году резко подняли зарплату работникам таможенной службы. Мне известно, что рядовой инспектор сейчас получает с премиями и надбавками несколько тысяч гривен. И теперь все отмечают, что в работе таможенной службы произошли значительные изменения в лучшую сторону.
— Евгений Владимирович, сейчас ходят слухи о том, что часть собранных налоговых средств идет на выборы…
— Чепуха все это! Во-первых, хочу сказать, что мы собираем, а не распределяем деньги. А уж как использовать Государственный и местный бюджеты, решают финансовые органы и местные советы, каждый в пределах своей компетенции.
Мы в бюджет деньги перечислили, а распределение идет централизованно. Сейчас очень остро стоит вопрос о том, чтобы больше средств оставалось в регионах. Это действительно, наверное, нужное дело. Хотя я вам скажу, что от перераспределения средств мы никуда не денемся. Дело в том, что есть самодостаточные области, а есть такие, которые собирают налогов очень мало, а потребности у них очень большие.