Харьковские художники утверждают, что публика, посещающая львовский и киевский вернисажи под открытым небом, стала более требовательной и привередливой. А каков вкус у харьковчан ?

Традиционные в советские времена сервизы и хрусталь, которые тогда преподносились чуть ли не на каждый праздник, сейчас не в чести – сегодня многие «дарители» отдают предпочтение картинам.

Приобретают их в основном на арт-площадке, причем цены на живопись колеблются от 100 гривен до 2 тысяч долларов. У харьковчан самым большим спросом пользуются пейзажи с зеленью и водоемами, а заезжие ценители предпочитают небольшие картины с видами Первой столицы.

Летом на так называемом харьковском вернисаже, расположенном по обе стороны Покровского спуска, немноголюдно: большинство скучающих продавцов затаились в тени в ожидании редких покупателей, часть же из них уехала в Крым -- там торговля идет более бойко.

Обойдя с фотографом все ряды, останавливаемся у одной из «витрин» и, предварительно спросив у одного из реализаторов разрешения, пытаемся на фоне понравившихся картин запечатлеть эмоциональный торг нескольких мужчин. Реакция одного из продавцов была неожиданной:

-- Что вы делаете, эти картины нельзя фотографировать, уходите отсюда! – раздался громкий окрик.

Вначале мужчина совершенно не желал слушать, что мы корреспонденты газеты и у нас есть соответствующие удостоверения. Но, успокоившись после завершения удачной сделки, Сергей пояснил, что к его стенду достаточно часто подходят желающие сфотографировать работы, более того, даже обещают поместить рекламу в Интернете и журналах. А через некоторое время у конкурентов появляются… «ксерокопии» его картин.

-- Вы не обижайтесь, -- извинился он. -- Просто многие, увидев, что наша живопись продается, пытаются подстроиться и выдают на-гора многочисленные интерпретации. И вообще, конкуренты часто играют нечестно, даже распускают слухи, что у меня холсты лопаются, а рамки, привезенные из Китая, радиоактивные…

По его словам, сегодня в Харькове заработать на этом рынке непросто – спрос на картины по сравнению с прошлым годом упал в пять-семь раз. И одним из основных критериев выбора стала цена.

-- Наши друзья, стоявшие по соседству, уехали в Ялту еще в прошлом году, -- рассказывает Сергей. -- Даже зимой там торговали. Говорят, что кризис в Крыму ощущается гораздо меньше. У нас же лучше всего картины продаются с сентября и до Нового года. Сейчас многие или на отдыхе, или, если есть лишняя копеечка, тратят эти деньги на ремонты или еще на что-нибудь.

Харьковские художники утверждают, что публика, посещающая львовский и киевский вернисажи под открытым небом, стала более требовательной и привередливой: классические пейзажи ей уже приелись, теперь ей подавай «что-нибудь этакое», например абстракцию. Харьковчане же пока отдают предпочтение традиционной живописи.

По мнению Александра, тоже торгующего картинами, разобраться во вкусах покупателей не так-то и просто.

-- Иногда мерилом может стать цвет обоев в комнате или красивая рама, -- разводит руками продавец. -- Бывает, даже просят, чтобы художник что-то дорисовал или убрал с картины -- я и такое видел.

-- В первую очередь берут классические летние пейзажи. Любят утро в лесу, водоемы, -- добавляет соседка Евгения Яковлевна. -- Еще пользуются спросом любые виды Харькова -- и старинные, и современные. Особенно соборы очень хорошо разбирают. А вот весну практически не рисуем: проталины и голые стволы никому не нужны. Также не берут закаты и осень…

По ее словам, иногда люди подходят и просят нарисовать по фотографии не только портреты, но и дом или место, где прошло детство или юность, чтобы оставить память для детей и внуков.

-- Правда, работать индивидуально, на заказ, очень сложно. Угадать, прочувствовать, а потом и передать эмоции человека, который там жил, непросто, -- делится художница и добавляет, что на этой «ниве» нередко случаются и не совсем приятные курьезы, когда заказчик попросту не узнает родственников или места, изображенные на полотне…

Запас забавных историй имеется у каждого художника и продавца.

-- Однажды ко мне подошла девушка и попросила нарисовать картину, где были бы изображены ирисы и бабочки, -- рассказывает Елена Сафаргалина, «подрабатывающая» реализатором у собственного мужа. – Я позвонила Андрею и передала просьбу заказчицы, а в ответ услышала: «Ирисы нарисую, а бабочек не буду». В недоумении спросила, почему. Андрей, который очень трепетно относится к натурализму и является попросту «ходячей энциклопедией» по живой природе, объяснил мне, что бабочки ирисы не опыляют, они к ним даже не подлетают. Это делают мухи. Вот так!

В свою очередь художник Михаил Жданов убежден, что устойчивым спросом пользуются в первую очередь те полотна, в которые вложена положительная энергетика.

-- В чем сложность настоящих творческих работ? В их основе лежит новое решение, а элемент новизны пугает покупателя, -- поясняет Михаил Юрьевич. -- Стереотипы воспринимаются более легко, а потому и пользуются большим успехом у непритязательной публики.

Тем не менее художники говорят, что с тех пор, как народ стал больше путешествовать, культурный уровень несколько вырос.

-- Но в основном мы сталкиваемся с тем, что люди, которые приходят выбирать картину, выдвигают достаточно тривиальные критерии – минимум цвета, простота композиции, -- объясняет один из них. -- Большинство при покупке руководствуется ощущениями, поскольку уровень культурного багажа невелик, а представление о живописи сводится к школьному знакомству с репродукциями.