Через полгода мы узнаем имя нового президента Украины, но уже сегодня "денежная" подготовка к выборам идёт полным ходом. Политологи оценили, какими суммами будут оперировать кандидаты и на что они потратят свои бюджеты в кризисное время.
По мнению всех экспертов, нынешняя кампания будет гораздо менее затратной, чем предыдущие, пишет "Сегодня".Так, Дмитрий Выдрин утверждает, что бюджеты урежут вдвое, Вадим Карасёв - что на 10-15%. "Меньше будет концертов для избирателей, дешевле (вплоть до 30 гривен в день плюс харчи, тогда как раньше было минимум 50 грн) обойдутся услуги "майдан-арбайтеров", - говорит Выдрин. "Жёстче станет контроль за расходом средств, политики откажутся от услуг высокооплачиваемых зарубежных пиарщиков", - вторит ему Карасёв. Как минимум половина денег, по их мнению, пойдёт на рекламу.
Кроме того, Выдрин утверждает, что голос одного избирателя обойдётся кандидатам в президенты в 5-10 долларов, а раньше в полтора-два раза дороже, в зависимости от его известности.
"Если кандидат планирует набрать хотя бы 20% голосов избирателей - это примерно 5 млн человек, умножьте на 10, получится 50 млн долларов, или около 400 млн гривен. Львиная доля этой суммы пойдёт на телерекламу, от которой зависит 70% успеха. Далее по популярности идут дешёвые билборды. "Остальную сумму истратят на работу предвыборных штабов, поездки по регионам, оплату тем, кто стоит на митингах", - сказал Выдрин.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасёв считает, что только деньги сейчас всего не решат: "Избиратель уже не верит никому. Во второй тур Янукович выходит однозначно, а вот кто будет вторым - Тимошенко, Ющенко, Литвин, возможно, Яценюк — неизвестно".
Политтехнолог Сергей Гайдай прогнозирует: прежний стандартный шоу-рекламный подход, когда политики не сходят с экранов телевизоров, а в городах проводятся бутафорские митинги — статисты машут флагами и ждут появления главного героя, который зачитает по бумажке текст, - уйдёт в прошлое. И из-за дороговизны, и из-за отвращения у киевлян. Успех, по мнению Гайдая, будут иметь те, кто пойдёт в массы (как это сделали Барак Обама на выборах президента США и Леонид Черновецкий на выборах мэра в Киеве) — они организовали "сетевой маркетинг", эдакое сарафанное радио, когда их сторонники в районных и даже микрорайонных штабах агитировали своих соседей и знакомых голосовать именно за "своего" кандидата.
Билборды: штабы прицениваются, заказы пойдут с сентября
Глава ассоциации внешней рекламы Артём Биденко утверждает, что рекламные бюджеты кандидатов из-за кризиса упали на треть, но тем не менее на наружную рекламу (билборды, ситилайты) они, наоборот, возросли против предыдущей гонки. "В 2004 году было истрачено 25 млн долларов. А на сегодняшний день ассоциация планирует получить около 30 млн долларов, отчасти из-за того, что мы вдвое снизили расценки, это дало эффект, — рассказал Биденко. - По всей Украине задействуем около 25 тысяч "плоскостей", уже есть заявки от многих кандидатов: БЮТ, "Нашей Украины", Партии регионов, Яценюка, Гриценко, Тягнибока, Тигипко. Пока идёт "пристрелка", штабы прицениваются, решают, где сколько билбордов им нужно, а основные крупные заказы запланированы с сентября".
Социологи объединились в блок для работы на выборах
На будущих президентских выборах ехit polls будет проводить консорциум в составе трёх социологических организаций – фонда "Демократические инициативы", Киевского международного института социологии и Центра имени Разумкова. Впрочем, на сегодняшний день остаётся нерешённым вопрос финансирования ехit polls. По оценкам социологов, для проведения национального опроса им необходимо не менее 200 тыс долларов. Выступить спонсором пока согласились только в фонде "Видродження", пишет "КоммерсантЪ".
Директор фонда "Демократические инициативы" Илько Кучерив заявил: "Мы хотим провести ехit polls коалицией, созданной, чтобы способствовать проведению честных и справедливых выборов". При этом он отметил, что названия у объединения пока нет.
Традиционно фонд "Деминициативы" берёт на себя функции координации и контроля обеспечения качества проведения ехit polls, а также занимается вопросами их финансирования. "Что касается денег, то мы обращаемся к международным донорам, которые уже финансировали у нас ехit polls. Это международные фонды и посольства европейских стран, США, Канады и других государств. Мы заявляем, что собираемся провести ехit polls, потом направляем им письма, встречаемся и спрашиваем, хотят ли они нас поддержать. И потом они берут на себя финансирование какой-то части из общего бюджета", – рассказал Кучерив.
По его словам, стоимость одного опроса составит 100-110 тыс долларов, а общая сумма расходов (учитывая двухтуровую систему выборов) – соответственно 200-220 тыс долларов. Планируется опросить около 20 тыс респондентов на 300 избирательных участках (всего в Украине – около 35 тыс участков).
Как известно, на прошлых президентских выборах в 2004 году во время первого тура exit polls проводили КМИС, Центр им. Разумкова, центры "Социс" и "Социальный мониторинг". Однако позже "Социс" и "Социальный мониторинг" заявили о выходе из консорциума. После первого тура Илько Кучерив обвинил их в "искажении результатов опроса с целью манипулирования общественным мнением и достижения политтехнологического результата".
Он заявил, что, по его данным, было проведено около 15 технологических ехit polls, которые должны были доказать преимущество одного из кандидатов в президенты – Виктора Януковича. В ходе второго тура выборов "Национальный ехit poll-2004" провели КМИС и Центр им. Разумкова. Координатором проекта выступил фонд "Деминициативы".
Напомним, что действующий президент Виктор Ющенко заявил (18 июля) о своём намерении баллотироваться на пост главы государства. Теперь совершенно ясно, что бороться за президентское кресло будут все потенциальные кандидаты. Вмешаться в этот расклад до 17 января 2010-го, когда пройдёт первый тур президентских выборов, могут лишь заключённые до этого времени соглашения между некоторыми политическими силами о выдвижении единого кандидата, пишут "Экономические известия".
Если бы выборы прошли в ближайшее время, то главными претендентами на выход во второй тур являлись бы Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. У всех остальных кандидатов есть шесть месяцев для того, чтобы вмешаться в эту борьбу. Но по мнению издания, никто из них уже не сможет стать фаворитом гонки.
Премьер Юлия Тимошенко пока официально не заявила о готовности принять участие в президентской кампании. Вопреки тому, что на минувшей неделе состоялся пафосный юбилейный съезд ВО "Батькивщина" — материнской партии БЮТ, — Тимошенко не стала делать исторического заявления.
Янукович также пока не проводил специальное мероприятие, где бы он мог сделать подобное заявление. Пока же его шансы сесть в президентское кресло кажутся наивысшими среди всех претендентов. Лидер ПР возглавляет рейтинги по результатам опросов всех социологических служб.
Всё же в оставшееся до голосования время у прочих кандидатов есть шансы отобрать у кого-то из двух лидеров симпатии избирателей, получив билет во второй тур выборов. Такие шансы сегодня, по различным причинам, наиболее высоки у Арсения Яценюка, Владимира Литвина и Виктора Ющенко.
Аутсайдерами в этой борьбе тёмных лошадок выглядят Олег Тягнибок, Анатолий Гриценко и Сергей Тигипко, но даже они сохраняют шансы войти во второй тур выборов. Особенно, если для этого будет достаточно набрать 13-15% голосов избирателей.
По результатам самых свежих опросов, в тройку лидеров входят главы ПР и БЮТ, а также Арсений Яценюк. По данным опроса, проведённого центром социальных и политических исследований "Социс" с 15 по 30 июня, проголосовать за Виктора Януковича сегодня готовы 22% избирателей, за Юлию Тимошенко — 14%, а за Арсения Яценюка — 11%. По 3%, по данным социологов, набрали бы лидер КПУ Пётр Симоненко и действующий президент Виктор Ющенко. Достаточно много опрошенных вовсе не намерены принимать участие в выборах — 10%. Ещё 17% не определились с выбором.