Кабинет министров Украины издал распоряжение, которым возвращает систему взаимозачётов между госмонополиями.

До конца года "Уголь Украины" будет перечислять средства за транспортировку своей продукции железнодорожным транспортом энергогенерирующим компаниям. В свою очередь, генерации на эту сумму будут поставлять "Укрзалізниці" электроэнергию. Участники рынка говорят, что такое решение приведёт к росту долга госшахт перед генерациями, пишет "КоммерсантЪ-Украина".

Госпредприятие "Уголь Украины" до 2010 года будет рассчитываться за транспортировку угля железнодорожным транспортом в счет оплаты электроэнергии, потребленной предприятиями "Укрзалізниці", говорится в опубликованном вчера, 20 июля, распоряжении Кабмина №788 от 24 июня. Взаимозачеты введены по предложению Минуглепрома и будут проводиться ежемесячно. Объемы транспортировки и потребления электроэнергии будут согласовываться с Минэкономики. При взаимозачетах стороны в трехдневный срок осуществляют платежи в бюджеты и государственные целевые фонды.

"Укрзалізниця" – крупнейший потребитель электроэнергии в стране, отмечают в Минтопэнерго. Компания покупает электроэнергию на сумму около 300 млн долл в год. ГП "Уголь Украины" транспортирует уголь железнодорожным транспортом на сумму более 180 млн долл в год.

Получить официальный комментарий "Укрзалізниці" вчера не удалось. Но в неофициальных беседах топ-менеджеры администрации положительно оценивают введение взаимозачетов.

"С начала июня действует распоряжение правительства, согласно которому "Уголь Украины" получил отсрочку по оплате перевозки угля до конца года. Ситуация в компании очень сложная, фактически она не в состоянии рассчитываться. А благодаря взаимозачетам у нас хотя бы решится проблема оплаты потребляемой электроэнергии",– говорит источник в коммерческом департаменте "Укрзалізниці".

В ГП "Уголь Украины" не стали комментировать распоряжение правительства, но подтвердили наличие финансовых проблем. "Ситуация критическая: у нас за месяц на 40% выросла дебиторская и кредиторская задолженность", – заявили в пресс-службе компании.

В генерациях опасаются, что решение правительства приведет к снижению уровня расчетов с компаниями. "Уголь Украины" уже сейчас не способен заплатить нам за электроэнергию, которую потребляют шахты. С начала июня долг компании перед "Энергорынком" вырос на 10%,– говорит генеральный директор "Центрэнерго" Сергей Попов.– В результате введения взаимозачетов задолженность компании перед "Энергорынком" еще больше возрастет, и все это ляжет на плечи генераций". В НАЭК "Энергоатом" напоминают, что I полугодие все генерирующие компании страны, за исключением "Укргидроэнерго", закончили с убытками. Рентабельность "Донбассэнерго" сегодня составляет -22,7%, "Днепроэнерго" – -20,6%, "Западэнерго" – -16,4%, "Центрэнерго" – -4%, "Энергоатома" – -2%.

Член комитета Верховной Рады по ТЭК Сергей Тулуб (Партия регионов) прогнозирует, что введение взаимозачетов приведет к новой волне банкротств в отрасли, причём как среди угольных, так и среди энергетических предприятий. "Так уже было в 1998-1999 годах. Тогда две трети предприятий энергетики оказались в состоянии банкротства. Ситуация наладилась лишь в 2002 году, и понадобилось семь лет, чтобы погасить долги", – соглашается его коллега по комитету Михаил Волынец (БЮТ).

Напомним, ранее сообщалось, что правительство Украины оказалось перед серьёзным выбором – продолжить поддерживать металлургов или сохранить стабильность "Укрзалізниці", "Нафтогаза" и государственных энергетических компаний. Последние обратились в Кабмин с совместным обращением, в котором говорится, что дальнейшая поддержка металлургии грозит им катастрофическими последствиями.

Директор департамента развития секторов экономики Минэкономики Олег Пендзин заявил, что "Укрзалізниця", "Нафтогаз" и Минтопэнерго от имени государственных энергетических предприятий обратились к премьеру с просьбой отменить постановление №925, которым была установлена нулевая ставка целевой надбавки на природный газ и заморожены тарифы на грузовые железнодорожные перевозки и электроэнергию для металлургов.

Льготы были введены для поддержки ключевой для украинской экономики отрасли – металлургии на период до 1 июля этого года. По данным Минпромполитики, благодаря этому в I квартале только на железнодорожных тарифах предприятия горно-металлургического комплекса сэкономили около 150 млн грн, а с учётом льгот на энергоносители – уменьшили себестоимость своей продукции почти на 1 млрд грн.