Что делает ЕС для благополучия своих граждан?
Быть европейцем — значит быть богатым. Подобная ассоциация довольно распространена даже вопреки тому, что существуют европейские государства, большинство граждан которых не принадлежит к категории зажиточных. Основанием такому восприятию послужила работа государств, которые входят в Европейский Союз. История ЕС — это настоящая история успеха прежде всего средних граждан, которые живут в сообществе демократических стран и образовали свободный от разного рода барьеров рынок, ввели единую валюту, исповедуют общие гуманистические ценности. На сегодняшний день ЕС — одно из самых больших в мире экономических сообществ. За пятидесятилетнюю историю из объединения шести стран оно превратилось в альянс 25 зажиточных государств (включая страны, которые еще двадцать лет назад входили в социалистический лагерь, а три из них — Литва, Латвия, Эстония — принадлежали Советскому Союзу). Какова же жизнь «среднестатистического» гражданина страны Евросоюза? Какие действия руководящих органов Евросоюза стали гарантом успешности «европейского проекта»?
Дела европейские
Гражданин ЕС на всех этапах жизни может оценить преимущества жизни в таком объединении — с детства до пенсии. И хотя порой можно услышать от европейцев нарекания в адрес брюссельского руководства: дескать, там заседают бюрократы, — никто не подвергает сомнению тот факт, что именно благодаря работе этих «бюрократов» уровень жизни в ЕС достиг чуть ли не идеальных показателей.
«Для обучения у нас созданы все условия. Большинство немцев учатся в среднем до тридцати лет», — делится с нами 35-летний немецкий бизнесмен Нильс. «Мы вступаем в брак после 30. В среднем в каждой семье есть по ребенку», — рассказывает он, прибавляя, что его сынишка Кристиан вскоре отметит третий день рождения. Женатые студенты в Германии — это большая редкость», — продолжает Нильс. Вместе с тем, говорит он, семьи в ФРГ имеют многочисленные субсидии от государства, им снижают налоги, так что на государственном уровне браки только приветствуются. «Женись, лишь бы сохранить деньги», — шутливо пересказывает он неписаный лозунг немецкого правительства. Не обделен правительственной опекой и ребенок, на которого ежемесячно выделяется 150 евро — вплоть до совершенно-летия. Нильс признает, что в стране довольно высокие налоги: часть твоих доходов идет в пенсионный фонд, на медицинское страхование, в фонд безработных... Конечно, такое положение дел мало кого утешит, однако и в этом есть свои плюсы: немецкий гражданин таким образом оказывается застрахованным от множества неприятностей.
К здоровью немцы относятся с не меньшим вниманием. Так, государство призывает пользоваться общественным транспортом, чтобы не наносить ущерб окружающей среде частными автомобилями. Кстати, водители собственных машин зачастую руководствуются принципом: имеешь авто — поделись. Таким образом, и знакомые с родственниками довольны тем, что ты их подвез, и окружающая среда получит меньше вредных веществ, чем в случае, если бы отдельным частным автомобилем пользовался еще и каждый из твоих пассажиров.
По количеству граждан ЕС (457 млн. человек) занимает третье место в мире после Китая и Индии. И хотя уровень рождаемости в странах ЕС постепенно падает, продолжительность жизни европейцев становится все больше. Эти тенденции говорят о будущем объединении и вместе с тем свидетельствуют о высоком уровне жизни в ЕС. Согласно прогнозам, средний возраст тех, кто родился в ЕС в 1960 году, составит 67 лет (для мужчин) и 73 года (для женщин). Предполагается, что малыши, которые родились в 2002 году, будут жить значительно дольше: мужчины до 75 лет и женщины — до 81 года.
Как учатся «евростуденты»?
Образование — ключ к успеху как отдельного гражданина, так и ЕС в целом. Этому принципу отводится приоритетное место в политике европейских государств. Образовательные программы, финансируемые ЕС, ежегодно охватывают почти 200 тыс. граждан. ЕС напрямую связывает уровень образованности своего населения с экономическим процветанием. Представителями Еврокомиссии подсчитано, что каждый год обучения влияет на экономический рост государств ЕС в краткосрочной перспективе на 5% и в долгосрочной — еще на 2,5%. Наличие образования облегчает европейцам поиски работы, содействует их становлению как активных участников общественных процессов.
Чем ниже степень вашего образования, тем меньше у вас шансов найти работу. Если у вас высшее образование, ваши шансы возрастают вдвое. Исследования организации «Евростат» за 2003 год показывают, что среди безработных лишь 4,7% лиц, имеющих высшее образование.
Образовательные системы в странах Евросоюза, конечно, имеют различия. Например, в ФРГ финансовая поддержка студентов осуществляется федеральным центром (65%) и землями (35%) и составляет порядка 300 евро ежемесячно (в виде денежных дотаций и кредита, которые предоставляются равными частями) при условии наличия документа, который мог бы удостоверить низкий уровень доходов семьи учащегося. В Нидерландах, кроме социальных программ, направленных на повышение равенства образовательных возможностей, до недавнего времени внедрялась система студенческих кредитов, стимулирующая успешность. Эта система основывается на принципе — «кредит, а потом стипендия». Студенты получают стипендии сначала в форме кредитов, трансформирующихся в стипендию, которую не нужно возвращать в том случае, если студенты выполнили требования программы.
Однако политика европейских государств (и не только тех, которые входят в ЕС) заключается в том, чтобы создать подобные принципы функционирования высших учебных заведений путем внедрения соответствующих реформ. Так, ЕС наряду с еще двадцатью странами намерены создать до 2010 года Европейское пространство высшего образования при помощи так называемого Болонского процесса. Евросоюз также уделяет большое значение вопросу международного сотрудничества в сфере образования — программам обмена, специальным курсам, касающимся европейской интеграции. Слушателями таких программ могут стать граждане почти 80 стран мира — от Монголии до Мексики, от Алжира до Австралии. Еврокомиссия также инициировала ряд программ, по которым обучаются и граждане стран бывшего Советского Союза.
Одна из наиболее финансированных программ Евро-союза называется «Леонардо да Винчи». Она касается получения профессионально-технического образования без ограничения в возрасте. Ее ежегодный бюджет составляет порядка 200 млн. евро. Европейская комиссия также постоянно увеличивает сумму средств, которые позволяют студентам учиться за границей. Программа «Эразмус» (ее бюджет составляет свыше 200 миллионов евро ежегодно) позволяет студентам и преподавателям учиться в более чем двух тысячах университетов в 31 стране мира. Более 150 тысяч представителей ЕС, Болгарии, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Румынии, Швейцарии и Турции воспользовались предложениями в рамках этой программы. В Брюсселе надеются, что в 2011 году это число увеличится вдвое.
Сколько языков вы знаете, столько раз вы европеец
Другая программа — «Эразмус Мундус» — направлена на налаживание более тесного между-
народного сотрудничества в сфере высшего образования. Ее основная задача — повысить качество высшего образования и улучшить межкультурное взаимопонимание со странами, которые не являются членами Евросоюза. Она открывает европейское высшее образование для представителей разных стран, содействуя совместимости степеней высшего образования и тем самым поддерживая реформу высшего образования в странах, подписавших Болонскую декларацию «О создании единого пространства высшего образования в Европе». (Украина присоединилась к Болонскому процессу в мае 2005 года.) По мнению представителей Еврокомиссии, Украина на сегодняшний день — наиболее активная участница программы после Бразилии и России.
Существуют и другие специализированные, хотя и не такие «массовые» программы. Например, программа «Комениус» обеспечивает лингвистическое разнообразие в ЕС. Она проводится в рамках яыкового плана действий, разработанного Еврокомиссией. Согласно ее замыслу, у каждого гражданина ЕС должна быть возможность овладеть двумя иностранными языками.
«Языковому вопросу» в Евросоюзе уделяется особое внимание. Так, согласно исследованиям «Евробарометра», более половины граждан ЕС в 2001 году (тогда в ЕС входило 15 государств) владели по меньшей мере одним европейским языком, помимо собственного. Наиболее «популярные» для изучения неносителями языка — английский, французский и немецкий. Довольно распространен также русский язык — в тех десяти странах, которые вошли в ЕС в 2004 году. Способность говорить на другом языке создает дополнительные возможности для обучения за границей, путешествий, установления бизнес-контактов. А главное — это существенное пре-имущество в поисках работы.
Наилучшие лингвистические привычки в относительно небольших государствах: 99% люксембуржцев, 93% латышей и мальтийцев, 90% литовцев знают по меньшей мере один язык, кроме родного. Вместе с тем подавляющее большинство граждан Венгрии (71%), Британии (70%), Испании, Италии, Португалии (64%) владеют лишь одним языком.
(Продолжение читайте в следующем номере)