Кабмин Украины постановлением от 1 июля 2009 года утвердил Государственную целевую экономическую программу развития почтовой связи на 2009-2013 гг. Впервые за годы независимости правительство на государственном уровне поддержало национального оператора почтовой связи.

О перспективах дальнейшего развития почтовой связи с учетом новых возможностей, которые открывает перед национальным оператором почтовой связи утвержденная Программа, мы спросили у генерального директора УГППС «Укрпочта» Таисии Замковой.

- Чего ожидает Укрпочта от реализации этой Программы? На чем будут сосредоточены усилия коллектива предприятия?
- Наша главная задача -- превратить Укрпочту в высокоэффективную и конкурентоспособную компанию, обеспечить ее динамичное продвижение в прибыльные секторы экономики, удовлетворить рост платежеспособного спроса на услуги мировых стандартов качества.

- Укрпочта сегодня работает в высокотехнологичной и конкурентной среде. Как предприятие адаптируется к стремительно возрастающим требованиям сегодняшнего дня?
- Прежде всего, постоянная напряженная работа коллектива направлена на обновление технической базы предприятия и усовершенствование технологических процессов. К величайшему сожалению, в технологии обработки почты еще много используется ручной работы. Объемы письменной корреспонденции и особенно посылок постоянно увеличиваются, а пропускная способность существующих центров обработки и перевозка почты через два-три года станет критической и будет ограничивать своевременное прохождение почтовых отправлений. Поэтому сейчас остро стал вопрос относительно создания автоматизированных сортировочных центров в Киеве, Днепропетровске, Львове, Николаеве. При создании четырех сортировочных центров состоится существенное изменение транспортной сети предприятия. При этом будет уменьшено количество этапов обработки почты, сократится количество пунктов обмена на магистральных маршрутах.

Кроме того, сократится численность персонала при транзитной обработке почты и, как следствие, оптимизируется общая численность персонала предприятия; повысится производительность труда; уменьшатся затраты на эксплуатационные материалы, которые используются в процессе обработки почтовых отправлений и т.п.

- Известно, что Укрпочта имеет одну из самых больших и доступных почтовых сетей в мире. Какие изменения в ближайшее время ожидаются относительно ее усовершенствования?

- Такая сеть, как в Украине, кроме преимуществ, имеет еще и один недостаток -- требует больших затрат, поэтому мы планируем ее оптимизацию и широкое применение передвижных отделений почтовой связи.

Важными составляющими развития предприятия являются изменение транспортной сети путем оптимизации почтовых маршрутов, развития контейнерных перевозок и перевозок почты на паллетах; синхронизация перевозки и обработки почты.

- Современное предприятие не может существовать без развитой информационной инфраструктуры. Какие шаги планируется предпринять в направлении преобразования Укрпочты в «электронное предприятие»?
- Развитие информационной инфраструктуры предприятия является одним из приоритетных направлений реализации Программы. Прежде всего Укрпочта будет работать над созданием современной информационной инфраструктуры на основе дальнейшего развития информационной системы и коммуникационной сети (уже подключены к сети 1925 объектов, до конца года планируется присоединение еще около 300, и до 2013 года все отделения связи, даже сельские -- через каналы мобильной связи будут подключены к корпоративной сети); а также над оснащением компьютерно-кассовыми системами всех городских и части сельских отделений связи. На данный момент уже используется свыше шести тысяч АРМ в почти трех тысячах отделений почтовой связи. На базе нового центра информационных технологий в составе информационно-расчетной дирекции будет осуществляться разработка собственного программного обеспечения.

- Укрпочта -- предприятие, которое работает ради людей. Какие будут внедряться услуги?
- Прежде всего будут развиваться услуги на базе информационных технологий, финансовые и другие. В рамках развития новых услуг важным является внедрение услуг по печати и конвертированию материалов (гибридная почта).

Как свидетельствует опыт работы почтовых администраций других стран мира, данная услуга пользуется спросом у потребителей. В Украине такая практика предоставления услуг также распространена. Ее потребителями являются банковские структуры, операторы мобильной связи, жилищно-эксплуатационные конторы и т.п. Внедрение этой услуги даст возможность корпоративным клиентам предприятия в рамках одного сортировочного центра удовлетворить спрос как относительно проведения работ по конвертированию материалов, так и своевременной обработки, перевозки почты и вручения почтовых отправлений. Соответственно, внедрение услуги по печати и конвертированию материалов даст толчок для развития услуг по курьерской доставке и приоритетной почте.

С учетом спроса потребителей и расширения географии поставщиков товаров будет продолжаться рост объемов пересылки сгруппированных отправлений «Консигнация» (каталожная торговля). Для дальнейшего развития данного направления деятельности, УГППС «Укрпочта» будет совершенствовать систему логистики, внедрять автоматизацию производственных процессов.

- Таисия Федоровна, чего Вы ожидаете от реализации этой программы? Как должна измениться Укрпочта?
- Реализация положений Программы даст возможность обеспечить потребителей качественными комплексными услугами почтовой связи, логистическими, финансовыми, информационными.

Приоритетными направлениями деятельности Укрпочты остаются наращивание доходов, повышение заработной платы и вместе с тем производительности труда, технологическая модернизация, расширение спектра новых услуг и дальнейшее развитие универсальных.

Среди стратегических задач -- усовершенствование маркетинговой политики. Это прежде всего повышение эффективности работы по изготовлению, снабжению и использованию знаков почтовой оплаты, укрепление контактов с корпоративными клиентами и внедрение услуг, в частности, сориентированных на специфику регионов, активная работа по распространению филателистической продукции.

Укрпочта имеет доступ к 15 млн абонентных ящиков. Это -- огромный потенциал для расширения рекламной деятельности. Поэтому унифицируется рекламная политика на предприятии согласно положениям, которые определяет «Бренд-бук».

Благодаря принятию Программы наши усилия получили новый толчок для положительных изменений на предприятии.