Для Аллы Суриковой Москва – не единственная любовь. Побывав в Харькове, известный режиссер призналась в коханні и Первой столице Украины.

Недавно на «Мосфильме» закончилось речевое озвучивание киноальманаха «Московские истории», в котором одну из 18 пятиминутных новелл сняла известный режиссер Алла Сурикова. Этот проект называют автографом на тему «Москва – мой город» и признанием всех участников в любви к столице. Однако для Аллы Суриковой Москва – не единственная любовь. Побывав в Харькове, режиссер призналась в коханні и Первой столице Украины.
Сурикова снимет продолжение фильма "Человек с бульвара Капуцинов"

А на память о себе народная артистка России, член Союза кинематографистов посадила в саду им. Т.Г. Шевченко ель и оставила Харькову гипсовый слепок своей ладони. Оттиск «звездной» руки режиссера отольют из меди — она украсит Аллею знаменитостей, которую обещают создать в саду уже в этом году.

Георгий Данелия был против Фрунзика


Алла Сурикова вспоминает первую свою «мосфильмовскую» картину — «Суета сует» (1979 г.).На роль Марины Петровны сразу подошла Галина Польских, а вот актера на роль ее мужа — Бориса Ивановича — искать пришлось долго. Сначала Алла Сурикова пригласила Олега Басилашвили, но актер уже увлекся сценарием Георгия Данелия «Осенний марафон». И тогда выбор режиссера пал на неподражаемо трогательного Фрунзика Мкртчяна.



— Георгий Данелия был против, — рассказывает Алла Сурикова. — Он любил этого актера, но ему казалось, что Бориса Ивановича должен играть русский актер. Но Фрунзик Мкртчян был так хорош, так обаятелен! Ему не надо было смешить, он был естественен с первой же реплики, которую Борис Иванович говорит своей жене «Я пропал, я погиб, мне понравилась посторонняя женщина». Русскому человеку сказать эти слова сложно, а Фрунзику с его акцентом — легко.

Чтобы снять вопрос о сильном армянском акценте Мкртчяна, Эмиль Брагинский специально для него написал слова. Когда Борюсик уходит из дома, Марина Петровна укоряет его: «Столько лет живешь в Москве — и не научился правильно говорить по-русски», на что Фрунзик отвечает: «Русский язык такой богатый, а я человек бэдний». Так вопрос об «экзотическом» произношении Бориса Ивановича был снят, и пара зажила в картине своей жизнью.

Андрей Миронов сам придумал себе костюм


После «Суеты сует» Алла Сурикова сняла на «Мосфильме» второй фильм — «Будьте моим мужем». В этой картине молодой режиссер впервые встретилась с Андреем Мироновым, сыгравшим главную роль.

— Я ходила за ним со сценарием с октября по май, — вспоминает Алла Ильинична. — Он долго читал, вносил предложения, потом уехал на гастроли в Сочи. Я привезла туда всю съемочную группу и не ошиблась. Воспоминания о том, что внес Андрей в эту картину и как он умел работать, остались у меня на всю жизнь. Он болел: у него были проблемы с кожей, нарывы, но он никогда не подводил, был очень организован. Андрей Миронов был очень легкий человек, замечательный рассказчик, с ним было весело. Мы снимали на берегу Черного моря, и, естественно, на пляже камеру со всех сторон облепляли девушки. Я требую: «Уберите женщин от камеры!». А Андрюша в ответ кричит: «Всех не перевешаете!».



Смешной костюм (после пропажи у героя вещей на пляже) Андрей Миронов придумал себе сам. И партнершу для фильма — Елену Проклову — тоже выбрал самостоятельно.

— Между ними было такое прекрасное натяжение отношений, очень красивый — платонический, я думаю — роман, — предполагает режиссер. — Как-то я тяжело заболела: начался фурункулез (вероятно, заразилась от Андрея), простудилась, очень трудно засыпала. Однажды в два часа ночи позвонила жена Андрея Лариса Голубкина: «Я звоню Андрею, он не берет трубку. Где он может быть?» С высокой температурой и спросонок и я ответила: «Наверное, он на съемке». На следующий день Лариса взяла билет на самолет и прилетела.

Кстати, маленький мальчик, который сыграл в фильме сына героини, сейчас живет в Париже (его мать — француженка).

— Во время съемок он был такой славный, приходил ко мне вечером: «Порепетируйте со мной, пожалуйста». А недавно приехал хмурый, здоровый дядька, занимается ювелирным делом, — удивляется Алла Сурикова.

Софико ушла вслед за Махарадзе


— В картине «Ищите женщину» собралась замечательная компания: Сергей Юрский — с ним работать было замечательно, но опасно: он не просто актер, а театральный режиссер. Снялся Саша Абдулов — он был красив до невероятности, и я, конечно, поручила ему роль убийцы. Он привел ко мне и Леонида Ярмольника. Роли для него не было, но он вошел в картину, сам придумав себе роль.

Главную роль сыграла Софико Чиаурели, вместе с ней должен был сниматься Михаил Ульянов, но актера уже задействовали в другом фильме.

— Наверное, это было к лучшему, — уверена Алла Сурикова. — В фильме появился Леня Куравлев. Софико училась с ним во ВГИКе и у них была история отношений, которая перекочевала из жизни на экран: сниматься им было легко, радостно.

Софико приехала на съемки с сыном Сандриком. Она очень беспокоилась о нем, ей очень важно было его устроить: она понимала, что возраст берет свое, кроме того, она осталась одна: ушел из жизни ее любимый Коте Махарадзе.

— История этих людей достойна отдельной картины, — уверяет Алла Ильинична. — Они встретились уже взрослыми, у каждого из них была семья. Ее муж приходил к Коте разбираться с пистолетом: у грузин не положено, чтобы жена уходила от мужа. Но они были так влюблены и преданны друг другу, это была такая красивая пара, что когда Коте ушел из жизни — она стала уходить тоже.

Алла Сурикова рассказывает, что для великого актера и комментатора Махарадзе один из футбольных матчей между грузинской и русской командой стал фатальным. На стадионе выключили свет, и он так остро переживал этот случай, что случился инсульт, а вскоре ушел из жизни.

«Я желаю вам всегда оставаться такими»


— К Харькову у меня особое, «коханое» отношение, — признается кинорежиссер. — Благодаря вице-мэру Игорю Шурме я поняла, в чем отличие слов «любовь» и «кохання». «Любовь» — чувство к земле, к родине, к людям, а кохання — между мужчиной и женщиной. Во время войны моя мама работала в поезде в госпитале. Главврачом госпиталя был харьковчанин. Между ними были очень чистые и красивые отношения: молодые люди под бомбами спасали раненых и были влюблены друг в друга. У меня до сих пор хранятся его письма к маме. Картина «Вы не оставите меня» — это в какой-то степени и о них тоже.
В Харькове появится «Аллея звёзд»



НА ФОТО: Алла Сурикова оставляет слепок своей руки на аллее почетных гостей Харькова.

«Звезды» оставили Харькову свои «пальчики»

Кроме того, в вашем городе живет человек, с которым у меня тоже была романтическая история, которая продолжалась много лет. Поэтому для меня в Харькове особый, напоенный любовью воздух. В Харькове я встретилась с множеством доброжелательных, открытых и красивых людей. Здесь очень приятно: ни разу никто не огрызнулся, не наступил на ногу, не толкнул. Я желаю вам всегда оставаться такими.

Алла Ильинична Сурикова — советский и российский кинорежиссер и сценарист, Народная артистка России, член Союза кинематографистов России. Родилась в 1940 г. в Киеве. В кино пришла в конце 1960 годов, в 1972-м стала автором идеи детского юмористического киножурнала «Ералаш». В 1992 году получила звание заслуженного деятеля искусств России, в 2001 году стала автором и президентом фестиваля комедийных фильмов «Улыбнись, Россия!» Самые известные режиссерские работы: «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Искренне ваш», «Человек с бульвара Капуцинов», «Чокнутые», «Казус импровизус», «Московские каникулы», «Хочу в тюрьму», «Тайна «Волчьей пасти», «Вы не оставите меня».