За последнюю неделю харьковские археологи нашли два тысячелетних перстня и уцелевшее от грабителей и времени захоронение аланов.

11 июля в селе Верхний Салтов начались раскопки захоронений салтовской культуры. Поначалу историкам мешал дождь, но к концу прошлой недели работа стала продвигаться быстрее, и уже в воскресенье археологов приятно удивил серебряный перстень, пролежавший здесь более тысячи лет. Чтобы лично оценить перстень и понаблюдать за дальнейшим ходом раскопок, в Верхний Салтов отправился корреспондент «Вечернего Харькова».

Отыскать охотников за древностями удалось без труда: их лагерь виднелся с дороги и, возможно, был разбит на том самом месте, где десять веков назад возвышался целый хазарский город. На месте белокаменных стен вырос палаточный городок. Самодельные указатели «Бобруйск» и «На дембель – туда» тонко намекали, что большинство археологов – харьковские студенты.

Один из руководителей экспедиции, доцент исторического факультета ХНУ им. В.Н. Каразина Валерий Скирда, встретил нас с опаской. Как оказалось, вокруг найденного перстня журналисты подняли слишком много неоправданного шума. По словам историка, подобные находки не редкость в этих краях, и восторг может вызвать разве что прекрасная сохранность украшения.

— В нашей работе мы не гонимся за сенсациями. За последние годы здесь не было находок, способных изменить ход изучения истории. Наша цель – наиболее полное исследование памятника культуры (в данном случае – Верхнесалтовского катакомбного могильника), – говорит ученый.



Ложная тревога? Неужели журналистам здесь больше нечего «копать»? Валерий Скирда хитро улыбается и предлагает посмотреть место раскопок. По дороге к могильникам я выяснил: это катакомбные захоронения салтовской культуры, относящиеся к аланскому населению, пришедшему сюда из Северного Кавказа; датируются они VIII-X веком.

— По поводу успешности раскопок говорить еще рано. Мы начали раскопки четырех катакомбных захоронений и пока они недоисследованы, – рассказывает Валерий Скирда. – Первые три разрушили еще в древности, возможно, это дело рук грабителей, а может быть, это были ритуальные разрушения костей погребенных, которые производились родственниками. Во всяком случае, большинство катакомб сохранились не очень хорошо. Теперь – внимание! Четвертый могильник нетронутый! Вы видите, там лежит камень – заклад называется – он помешал разграбить это захоронение. Завтра, если погода позволит, мы попытаемся вытащить заклад и проникнуть в усыпальницу.

Когда на следующее утро мы пришли к четвертому могильнику, заклад лежал уже в стороне от катакомбы, а перед камерами были разложены древние пуговицы, украшения и небольшой топорик – ученым удалось найти целую семейную усыпальницу. Среди находок было и очередное кольцо из белого металла. Оно, как и все, что найдут в салтовской земле, отправится в харьковский исторический музей.

Теперь у археологов немало работы. Раскопки проводятся буквально вручную, а новая усыпальница, по мнению Валерия Скирды, сулит сюрпризы, так что лагерь пробудет здесь как минимум до конца месяца. Помешать может только погода: работать на солнце тяжело, в дождь – невозможно. Легкая облачность является наилучшим условием раскопок.

Кроме того, в ближайшее время администрация Верхнего Салтова должна передать в распоряжение университета один из местных домов. Таким образом, будет создана стационарная исследовательская база, которая будет функционировать независимо от пожеланий небесной канцелярии.

Александр Карачевский, для «Вечернего Харькова». Фото - автора.