Первые выводы специалистов о чрезвычайном происшествии, парализовавшем 29 июля движение поездов на Холодногорско-заводской линии метро, будут готовы через неделю-две.

А тем временем вокруг пожара в Харькове разгорается настоящий скандал.
Сегодня существует две официальные версии событий того вечера. 

«Пассажиров выводили по тоннелям»


По словам помощника начальника ГУ МЧС в Харьковской области Игоря Лупандина, сообщение о пожаре на подстанции Харьковского метрополитена поступило на пульт в 19.17, и не от руководства подземки, а от прохожих, увидевших густой дым. Горело оборудование двухэтажной подстанции Т-1 (переулок Пермский, 3) и кабельное оборудование. На место происшествия выехали два отделения спасателей. 

— Как оказалось, работники подстанции пытались сами потушить огонь, не отключив электропитание, — сетует Игорь Витальевич. — Когда приехали пожарные, они сразу отключили ток и только потом приступили к работе. Для того чтобы потушить пожар, понадобилось семь минут. 

Второе, более серьезное нарушение, по мнению спасателей, метрополитеновцы допустили при эвакуации людей. 

— Четыре поезда остановились как на станциях, так и на перегонах. Со всех станций эвакуировали около восьми тысяч человек, а после того как отключили напряжение, часть пассажиров выводили по тоннелям к станции метро «Холодная гора», — утверждает Игорь Лупандин. — На видео, снятом нашими сотрудниками, видно, как люди попадают на станцию метро, а еще двух человек камера успела заснять в самом туннеле. 

В МЧС недоумевают: почему составы остановились в тоннелях, а не подвезли людей к платформам и где были резервные аккумуляторы? 

А еще спасатели недовольны действиями частной охраны, которая препятствовала специалистам проводить оперативно-следственные действия. 

— Нашим специалистам из пожарно-технической лаборатории даже не дали составить акт осмотра места происшествия, — возмущается Игорь Витальевич. — Вызвали сотрудников охранного агентства и вытолкали наших ребят. 

«Это какая-то сила извне»


Версия начальника Харьковского метрополитена Сергей Мусеева кардинально отличается от рассказов МЧСников. 

— Возможность попадания посторонних людей в туннель полностью исключена, — заявил Сергей Зинятович. — Как проводилась эвакуация? После того как подъехал поезд, объявили, что он дальше не следует, и попросили пассажиров покинуть станцию. Поездов, заблокированных в тоннеле, на время происшествия не было! Если бы хоть один посторонний человек оказался в туннеле, я уже сидел бы не перед вами, а на Холодной горе, потому что — это ЧП на все государство. 

По мнению начальника метрополитена, сотрудники подземки во время ликвидации ЧП и эвакуации пассажиров ни на йоту не отходили от свода правил и законодательных норм.
— Есть процедура, которая выполнена в полном объеме, — заверяет Сергей Мусеев и добавляет, что ему совсем не понятно, как на подстанции мог произойти пожар. Ведь оборудование на данном объекте обследовали два дня тому назад и было вынесено заключение, в том числе и специалистами облэнерго, что все находится в исправном состоянии. — Также я могу заявить, что никакой просадки напряжения, что у нас часто бывает по вине облэнерго, приборы не зафиксировали. Это какая-то сила извне, какая — установит комиссия, а я не могу этого сказать. 

Конфликт со спасателями тоже имеет свое объяснение:
— С 19.30 до 24.00 все сотрудники, которым по роду службы полагается составлять акты и протоколы, находились на территории подстанции, и было достаточно времени, чтобы написать все соответствующие документы. После этого я приказал освободить помещение, и наши аварийные бригады приступили к работам, так как метрополитен в 6.00 должен был начать свою работу.