Архитектор Валерий Аксак представит в городской художественной галерее во вторник, 11 августа, свою экспозицию «Харьков в медальонах».
В коллекции ювелирной керамики автор постарался отобразить неизвестные страницы истории нашего города. Выставка будет работать до 22 августа.Серию из 12 «больших медалей» (так переводится слово «медальон») открыла композиция, посвященная символу Харькова — колокольне Успенского собора (она была сделана в 2006 году). Как известно, колокольня Свято-Успенского собора была воздвигнута в Харькове после победы России над войсками Наполеона. Поэтому на медальоне вокруг фигур харьковских кавалеристов — участников войны — следы «боевых осколков» и черные пятна, похожие на пороховую гарь.
Другие работы
Валерий Аксак принимал участие в создании экспонатов для Музея эротической культуры народов мира. Профессор Валентин Кришталь заказывал ему самые «видные» работы из глины, например большой фаллос, который обнимает девушка, — центральная композиция музея.
Каждый из 12 медальонов (все они разного размера) посвящен знаковой личности, объекту или событию в истории Харькова: академику Бекетову и его творению — зданию Земельного банка; Зеркальной струе, Госпрому и другим архитектурным «чудесам Харькова».
Серию глиняных миниатюр Валерий Аксак планирует закончить медальоном с изображением стадиона «Металлист».
Харьковский архитектор утверждает, что придумал новый метод создания медальона — ювелирную керамику. Но в чем его суть — не открывает: «у каждого художника свои секреты». Свои мини-шедевры Валерий делает из обычной глины. Эмаль в керамике не применяет — старается сделать композиции естественными.
— Я действовал как архитектор, поэтому мои медальоны отличаются от тех, которые делают художники-керамисты, — говорит Валерий Аксак. Действительно, в его работах особенное «архитектурно»-композиционное решение, глубина проработки зданий и других изображений.
В своем творчестве архитектор пытается объяснить закономерности исторического развития Харькова и его уникальность. Кстати, он издал книгу-иллюстрацию, где изображение с каждого медальона сопровождается очерком о малоизвестных исторических фактах (литературная часть написана харьковским историком и журналистом Инной Можейко).
— Я — горячий сторонник академика Владимира Ивановича Вернадского, тем более что он наш земляк — в 1873 году он стал первоклассником Харьковской классической гимназии. А все потому, что Харьков был одним из ведущих научных и культурных центров тогдашней Российской империи. Вот я и стараюсь объяснить в своих работах причину феномена превращения захудалого провинциального городишка в крупный интеллектуальный центр. Понимаете, Харьков не стал бы Харьковом и мы не были бы харьковчанами, если бы, например, Сумская шла не с юга на север, а была построена в другом направлении. Или если бы у нас не было колокольни Успенского собора, которая является энергетическим и духовным фокусом Харькова и благодаря своей высоте и построенным вокруг церквям создает гармоничное развитие пространства.