3 июля нынешнего года харьковскому электрическому трамваю исполнится 100 лет. Именно в этот день в 1906 году на городские улицы вышли первые 12 вагонов, закупленные в Нюрнберге (Германия). Каждый трамвай стоил тогда 7333 рубля золотом, и платила эти деньги немецким производителям городская управа. Новый вид транспорта быстро завоевал популярность среди харьковчан. Билет стоил на всех маршрутах 5 копеек, тогда как в конкурировавшей с трамваем конке цена проезда в зависимости от маршрута колебалась от 5 до 7 копеек.

Сегодня в трамвайном парке нашего города находятся в эксплуатации 372 вагона, 348 из них уже отработали свой амортизационный срок, равный 15,8 года. Степень изношенности парка составляет 93,5%. Средний возраст трамваев в Харькове постоянно растет и насчитывает в данный момент 22,2 года, а шесть трамвайных вагонов перевозят пассажиров уже 36 лет. Последний новый трамвай ХКП «Горэлектротранс» получило еще в 1992 году. И с каждым годом парк предприятия неуклонно сокращается за счет списания старых трамваев. Так, с 1997 года, когда в наличии было 642 единицы подвижного состава, сокращение составило уже 270 вагонов. В то же время трамвай занимает сегодня на рынке транспортных услуг в городе третье место (в 2005 году было перевезено 126,7 млн. пассажиров), уступая лишь метрополитену (288,6 млн.) и троллейбусу (142,7 млн.).
В создавшейся ситуации перед руководством ХКП «Гор-электротранс» остро встала проблема обновления подвижного состава с продлением его срока эксплуатации еще на 10 лет. А поскольку вагоноремонтный завод несколько лет назад прекратил свое существование, было принято решение использовать производственные площади самого предприятия. На базе Коминтерновского трамвайного депо был создан участок капитального ремонта колесных пар. В минувшую среду там побывал городской голова Владимир Шумилкин в сопровождении журналистов местных СМИ.
— Начинали мы с ремонта оси колесной пары, — рассказывает главный инженер «Горэлектротранса» Василий Витченко. — Для этих целей совместно со специалистами института металлов был разработан и внедрен «Способ восстановления работоспособности цилиндрических охватывающих деталей с изношенными наружными посадочными поверхностями». Это позволило ось колесной пары, вышедшую из эксплуатации из-за износа посадочных поверхностей, не браковать, а восстанавливать электродуговым способом и последующей обработкой доводить до состояния потребительских свойств. При этом нет необходимости в приобретении новых осей. Для внедрения данного способа было приобретено и изготовлено технологическое оборудование на сумму около 73 тысяч гривен, что дало экономический эффект более 338 тысяч гривен в год. Следующим этапом были разработка и освоение технологии восстановления корпуса редуктора и кожухов колесных пар. Здесь затраты составили около 34 тысяч гривен, а экономический эффект от освое-ния новой технологии превысил 568 тысяч. Таким образом, у нас появилась возможность восстанавливать колесные пары с продлением срока их эксплуатации. В 2005 году капитально восстановлена 121 колесная пара трамвайных вагонов при годовой потребности 792 единицы. А на третьем этапе были разработаны и внедрены технологии восстановления рамы тележки и изготовления двух типов коллекторов. Здесь затраты составили менее 10 тысяч гривен, тогда как экономический эффект превысил 240 тысяч. Решение трех названных задач позволило снять вопрос капитального ремонта тележки в сборе.
После решения вопросов по восстановлению узлов и агрегатов в минувшем году появилась возможность решить и вопрос капитального ремонта самого трамвайного вагона. Для этого на площадях того же депо разработали технологию поточного способа капитально-восстановительного ремонта, переоборудовав две канавы, установив канавные подъемники, кран-балку, приобретя необходимое оборудование и инструмент. Первоначальные затраты по внедрению поточного способа составили 150,5 тысячи гривен, а полученный экономический эффект — 1,3 млн. грн. Поточная линия позволяет производить капитальный ремонт 10 трамваев в месяц, но из-за отсутствия финансирования с июля по декабрь 2005 года было отремонтировано только три вагона. Первый — из Октябрьского депо с бортовым номером 3042 — вот уже полгода перевозит пассажиров по 7-му маршруту Новоселовка — Лесопарк. Второй (№ 1795) — из Коминтерновского депо — работает на 12-м маршруте Лесопарк — Южный вокзал. На этот же маршрут скоро выйдет и третий отремонтированный здесь вагон № 1754, который осмотрели мэр и журналисты. В нем обновлены системы отопления и освещения, заменены сиденья, свежей краской сверкают стены — как снаружи, так и внутри. Причем цена капитального ремонта одного трамвая — всего 110 тысяч гривен, а многие технологии, применяемые здесь, разработаны именно в нашем городе и уже показали свою высокую эффективность.
Потребность «Горэлектротранса» в капитально отремонтированных вагонах составляет 198 единиц в год. Но при этом не снимается с повестки дня и вопрос закупки новых трамваев.