Трудовой коллектив Южной железной дороги выступил с инициативой экономного потребления энергоносителей, поддержанной участниками сетевого совещания железнодорожников, которое состоялось в управлении ЮЖД.

О важности затронутой проблемы наглядно свидетельствовал состав участников мероприятия. На совещание прибыли генеральный директор «Укрзализници» Василий Гладких, большая группа руководящих работников этого ведомства, председатель совета профсоюзов транспортников Украины Виктор Ткачев, руководители служб и подразделений Южной, ученые из железнодорожных вузов Харькова и Днепропетровска, представители руководства стальных магистралей страны, директора ряда харьковских заводов. Местную власть представляли первый вице-губернатор Владимир Бабаев и начальник главного управления промышленности, транспорта и связи облгосадминистрации Виктор Ефремов.
Открывая совещание, Василий Гладких отметил, что в эксплуатационных расходах железнодорожного транспорта доля топливно-энергетических ресурсов составляет 19 процентов, поэтому руководство отрасли такое большое внимание уделяет их сбережению.
— Железная дорога работала над программами энергосбережения с 1997 года, но это не были масштабные мероприятия. Для того чтобы действительно заработала программа по энергосбережению, необходимы значительные средства. В нынешнем году «Укрзализница» выделит на эти цели 30 млн. грн. — по пять миллионов гривен каждой из шести железных дорог, и это, я считаю, сделает 2006 год переломным в данной сфере. Мы ждем значительного экономического эффекта — 200 млн. грн., — подчеркнул Василий Иванович.
Генеральный директор «Укрзализници» сообщил также, что следующий, 2007 год будет объявлен годом массовой электрификации железных дорог. Она позволит снизить энергозатраты в шесть раз, ведь сейчас каждый месяц украинские железные дороги потребляют 46 тысяч тонн дизельного топлива. Причем переход поездов с дизельной тяги на электрическую позволит не только существенно экономить энергоресурсы, но и улучшить экологическую ситуацию в стране. Василий Гладких также подчеркнул необходимость широкого применения в отрасли энергосберегающих технологий.
Следует заметить, что не случайно местом проведения этого совещания была выбрана Южная железная дорога. Эта магистраль потребляет около 13 процентов топливно-энергетических ресурсов из всех, расходуемых «Укрзализницею». И для рационального и эффективного их использования в течение всего года проводится целый комплекс мер, позволивших за последнее время значительно снизить энергоемкость дороги. Вот только один пример. В харьковском электровозном депо «Октябрь», обслуживающем пассажирские перевозки, оборудован специальный тренажер, на котором локомотивные бригады оттачивают свое мастерство управления поездами. Машинисты и их помощники учатся как действиям в экстремальных ситуациях, так и экономии электроэнергии на тяге поезда. Как следствие, в 2005 году предприятие выполнило плановый показатель по экономии энерго-ресурсов на 105,2%, а по сравнению с 2004 годом он составил 101,3%. В результате внедрения тренажера при увеличении объемов пассажирских перевозок локомотивами депо «Октябрь» в 2005 году по сравнению с предыдущим годом на 4,8% использование электроэнергии выросло только на 0,5%. Постоянно уменьшается и число машинистов, которые из-за неэффективных методов вождения поездов «пережигают» электроэнергию: если в первом полугодии 2004 года таких в депо было 13 человек, то в первом полугодии 2005-го — уже четыре, а во втором полугодии — только два.
Начальник ЮЖД Виктор Остапчук в своем докладе остановился на основных перспективных направлениях по энергосбережению, которые будут осуществляться на дороге в ближайшее время. Это и снижение эксплуатационных расходов топлива за счет электрификации, внедрения систем контроля за расходом топлива на тепловозах и систем снижения расходов электроэнергии на электровозах серии ВЛ-80; установка нового энергоэффективного энергетического оборудования, в частности — тех же водогрейных котлов с высоким КПД; реконструкция котельных, работающих на угле; теплоизоляция трубопроводов пара и горячей воды новыми материалами; оптимизация режимов работы технологического и энергетического оборудования; внедрение автоматизированной системы учета электроэнергии; замена устаревшего электроосветительного оборудования; закупка электроэнергии у независимых поставщиков.
— Мелочей в этих вопросах нет, — подытожил Виктор Николаевич. — И на каждом предприятии, в каждой службе должна быть разработана программа экономии энергоресурсов. Здесь необходимо использовать те возможности, которые предоставляют нам рынок и наука.
Немало полезных советов и рекомендаций услышали железнодорожники и от ученых, работающих над решением проблем отрасли. Участники приняли обращение ко всем предприятиям железнодорожного транспорта Украины. «Мы, участники сетевого совещания железнодорожников Украины, обращаемся с призывом ко всем предприятиям железнодорожного транспорта страны поддержать инициативу «южан» в вопросах энергосбережения и решить самую острую проблему современного этапа развития независимой Украины — проблему экономного потребления энергоносителей. Выполнение данной программы должно быть взято под общественный контроль. Никто не должен остаться в стороне, поскольку выиграют все — бригада, цех, предприятие, каждая дорога и государство в целом», — говорится в документе.