Гаишники не знают, что делать с несовершеннолетними водителями мотороллеров.

Кабинет министров наконец-то принял решение убрать с автодорог несовершеннолетних водителей мотороллеров, которые часто создают аварийные ситуации, а сами травмируются и даже гибнут в дорожных происшествиях. Но активно бороться с ними начнут даже не завтра, а с 1 января будущего года. Именно с этого дня владельцев мотороллеров и мопедов с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров обяжут регистрировать свои транспортные средства, а управлять такими скутерами разрешат только с 16 лет, предварительно сдав экзамены на водительские права категории А1.

Но это будет лишь через четыре с половиной месяца, а пока ГАИ Днепропетровской области ломает голову над тем, как бороться с распоясавшимися скутеристами и уменьшить количество жертв до вступления в силу постановления Кабмина. Ведь большинство водителей мотороллеров никогда не заглядывали в правила дорожного движения и, соответственно, продолжают ездить против правил.

Сотрудники ГАИ призывают в свидетели статистику: на фоне общего снижения аварийности скутеристы выглядят безобразно: каждое четвертое ДТП происходит по вине водителей мотороллеров или мотоциклов. «Они постоянно нарушают правила — ездят без документов, на пешеходных переходах никого не пропускают. Частенько именно скутеристов мы и ловим пьяными за рулем», — жалуется начальник отдела ДПС Виктор Гопайца и добавляет, что чаще всего водителей мотороллеров задерживают за превышение скорости и при этом эмоционально неуравновешенные подростки отчаянно грубят правоохранителям.

А мотороллеры в сельской местности — особая головная боль начальников районных ГАИ. «В селах дети на мотороллерах, как правило, едут на дискотеки в райцентры либо в соседние села. Там напиваются пивом, а домой возвращаются уже «под мухой», и часто поездка заканчивается трагично», — сетует Виктор Гопайца. Аварии случаются очень серьезные. Недавно в Солонянском районе скутерист на ровной дороге умудрился въехать в железнодорожную опору и погиб».

Еще более страшит то, что подростки берутся перевозить пассажиров. Гаишники вспоминают недавний случай, когда на одноместном скутере разбились насмерть два пассажира, а пьяный 14-летний водитель выжил. Опасно набивают под завязку свои мотороллеры и совсем взрослые водители. Так, на трассе неподалеку от Новомосковска одна мамаша на мотороллере перевозила двоих детей. Не справившись с управлением, дама столкнулась с пожилым велосипедистом. К счастью, обошлось без жертв, но травмы получили все. «Теперь один из малышей, вместо того чтобы 1 сентября пойти в первый класс, лежит в больнице», — говорит Виктор Гопайца.

ВОДИТЬ МОЖНО И С 12-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА



В то же время 16-летний хозяин мотороллера Павел Корытько убежден, что ограничения Кабмина не должны быть такими жесткими. «Лихачей на дороге хватает за рулем и скутера, и «Жигулей». Управлять мотороллером, особенно одноместным, можно и с 12 лет. Я, например, осваивал свой первый «пылесос» с 13 лет. Моя мать была против, но вскоре она, ничего не понимающая в технике, сама села за руль мотороллера. Нажал на стартер — и все!».

По словам Павла, теперь его мама разъезжает на скутере по супермаркетам. Женщина оценила достоинства техсредства: малые габариты — при желании его можно держать даже в коридоре квартиры, несложное управление и малый расход топлива — 2 литра на 100 километров. «Это альтернатива городским маршруткам, — говорит Павел, — в месяц выходит дешевле. Мама теперь не ждет на остановках». «Я же вожу нормально — не «рву резину», правда, во все тонкости ПДД еще не вник», — признается несовершеннолетний.