В Харьковской городской художественной галерее День города начали отмечать за две недели.

На открывшейся 11 августа выставке «Городу посвящается» художник-график Владимир Стародубцев представил 30 своих офортов (всего «харьковских» работ у него 80).

Они сделаны в разное время: начиная с 1976 года, когда 25-летний выпускник Краснодарского художественного училища учился на втором курсе Харьковского худпрома, и до 2009 года.

В графике Владимир Тимофеевич предпочитает жанр пейзажа. Портреты не любит — после того как изобразил на бумаге свою первую жену, она от него ушла, шутит художник. Поэтому только и остается, что рисовать Харьков.

— Я в прошлом году был в Париже и хочу сказать, что он ничем не лучше Харькова. Наш город тоже привлекателен и интересен, — считает художник.

Среди любимых уголков Харькова — место, где когда-то была мастерская художника — на улице Чернышевской, 30.

— Там я проработал больше 20 лет, там жил, рос, общался и… любил, — вспоминает он. — Для меня это место знаковое. К сожалению, его сравняли с землей, на этом месте выросла многоэтажка. А мастерская осталась в моей памяти и на бумаге.

Показывая следующий офорт, художник с ностальгией отмечает:
— Это тоже исторический уголок, этого места уже нет — там стоит супермаркет. И вот этих домов тоже нет, как и всего, что окружало Пантелеймоновскую церковь. Это все история. Может быть, кому-то кажется, что Харьков уничтожается, говорит Владимир Стародубцев, — но ведь он чем-то и дополняется. Это нормальный процесс развития города. Поэтому категорически говорить, что изменения происходят в худшую сторону, нельзя. Наоборот, как говорили древние, все, что случается — к лучшему.

Разговаривая с художником, обращаю внимание, что на работах после подписи написаны какие-то цифры в виде дроби, например, 10/60.

— Это означает десятый оттиск из 60 отпечатанных листов, — просветил Владимир Стародубцев. — Для знатоков графики и коллекционеров ценность представляют именно первые оттиски — «авторские». Их может быть не более ста. Чем дольше прокатываются листы в барабане под давлением 11–12 тонн, тем сильнее раздавливается пластинка-
оригинал и уничтожаются некоторые нюансы и штрихи гравюры.

Нюансы техники

Офорт — особый вид гравюры. Слово «офорт» переводится с французского как «азотная кислота». Рисунок процарапывается иглой в слое кислотоупорного лака, который покрывает металлическую пластину. Она протравливается кислотой, полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумаге.