Гость «Прямой телефонной линии» работает в Харьковском цирке 23 года. Он знает, насколько трудно вернуть современных избалованных детей из виртуального мира компьютерных игр и Интернета в мир цирка. Туда, где музыка не под фонограмму, а с живым оркестром. Где герои сильные, ловкие и настоящие, а улыбки добрые и натуральные. Где нет искусственных животных, которых нельзя погладить. Где тяжелый труд и искусство — единое целое.

Харьковский цирк — самый большой в Украине. В нем 2.045 посадочных мест. Харьковский цирк славен тем, что здесь издавна, с довоенных времен, готовились новые большие номера и аттракционы — настоящие произведения циркового искусства.

Первое стационарное здание цирка (деревянное) построено в 1883 году. Здание Харьковского госцирка на пл. Ирины Бугримовой построено в 1974 году, первое представление было дано в начале апреля. Среднегодовой уровень посещаемости — 50%.
В советское время цирк давал 9 спектаклей в неделю, сейчас — всего 4.

Цитата
Цирк никогда не был и не будет дешевым искусством. В СССР это была империя — 70 стационарных цирков, более 10 тысяч артистов. Советское государство поддерживало цирк: сначала вкладывали деньги, а потом цирк начал приносить доход. Цирк, кино и звукозаписывающая фирма «Мелодия» «кормили» всю культуру в СССР. И оперный театр, и филармония, и драматический театр содержались за счет цирковых денег. В 1984 году советский цирк принес государству 120 млн. рублей чистой прибыли. И ему присвоили название не творческое объединение «Союзгосцирк», а творческо-производственное объединение. Потому что сумма этой прибыли приравнивалась к прибыли крупных промышленных объединений.

Лучший вопрос
Автор самого интересного вопроса — читатель К. Кулик, проживающий на ул. Героев Труда, 33. Он поклонник цирка, старается не пропускать ни одной программы с 1955 года. Просим победителя позвонить в редакцию «Вечерки» по телефону 392-06-94: вы приглашены в цирк вместе с семьей на просмотр новой программы. Поздравляем!


— Добрый день, Алексей Анатольевич! Меня зовут Елена Владимировна. Я руководитель цирковой студии «Надежда». Скажите, почему в этом году пятый, юбилейный фестиваль был проведен на базе старого цирка, а не традиционно в ваших стенах? Для детей это был бы праздник.
— Да, Елена Владимировна... Харьковский цирк проводил этот фестиваль четыре года подряд. К сожалению, пятый фестиваль не состоялся из-за конфликта с руководством старого цирка. Они начали проводить на своей базе платные представления с участием своей самодеятельной студии. И распространяли билеты в школах, в которых было написано слово «цирк», а мелким шрифтом — старый цирк, дирекция. Поэтому многие люди с этими билетами шли к нам. К сожалению, не обошлось без участия чиновника из облгосадминистрации (управления по делам семьи и молодежи). Поэтому фестиваль был сорван. Пострадали, прежде всего, дети, коллективы, которые не смогли принять участие в фестивале. Потому что он проводился не в нашем здании на более чем две тысячи мест, а в старом аварийном здании цирка на площади Красного милиционера,17 (в районе Южного вокзала), куда с трудом поместилось не больше 150 человек. Эти дети подвергались опасности, потому что в старом здании цирка нет аварийных выходов, купол деревянный непропитанный и так далее. Мы готовы проводить самодеятельные фестивали, потому что это будущее цирка. Я разговаривал с новым руководителем управления по делам семьи и молодежи — бывшим тележурналистом Николаем Пахниным: мы нашли взаимопонимание. Думаю, в этом году все будет нормально — мы проведем очередной фестиваль. Спасибо вам за вопрос, Елена Владимировна. Приглашаю ваш коллектив к нам, запишите мой телефон и сообщите, сколько детей придет в цирк.
— Читатель Кулик, Героев Труда, 33. При подходе к цирку с левой стороны стоит забор — там идет строительство автоцентра. Кто его разрешил строить, и нужен ли он там?
— Это очень болезненная для нас проблема. Цирк не был инициатором этого строительства. В свое время мэр города Владимир Шумилкин помог нашему цирку увековечить в названии площади перед цирком имя выдающейся дрессировщицы, харьковчанки Ирины Бугримовой. Большую часть площади власти привели в порядок к юбилею города. Помогли нам заменить кресла зрительного зала. Я и коллектив цирка искренне благодарны за это Владимиру Шумилкину. Одновременно с этим, когда я стал директором, я не сразу обратил внимание, что, оказывается, земля вокруг цирка не была закреплена за нами. Я это понял, когда увидел котлован на месте стоянки наших автобусов перед зданием «Укртелекома». Там началось строительство автозаправки, которая сейчас очень мешает выезжать машинам от цирка. Я начал заниматься земельной проблемой. Мне подписали документы по земельному кадастру. Мы начали платить налог на эту землю. Но затем я не мог понять, почему буксует дальнейшее оформление. Налоги я плачу, а в бумагах постоянно чего-то не хватает. И потом вдруг через сессию горсовета проводят решение, о котором мы узнали только через три месяца: на той земле, за которую мы платим налоги, разрешено строительство автоцентра с офисами и кафе. Я высказал свое мнение Владимиру Андреевичу: впритык к зданию цирка строить автоцентр нелогично. У нас уже есть с другой стороны автозаправка, баня и клуб «Аргус». Но я понял, что уже все решено. Я не Дон Кихот и знаю, что бороться с ветряными мельницами бесполезно. Я реалист. А вот фамилию нашего архитектора Червонозаводского района Лиходед с фотографией поместим, наверное, в фойе цирка с подписью «Враг цирка». Потому что благодаря ее подписям площадь, прилегающая к цирку, стала похожа на то, что вы видите сегодня. Еще я длительное время боролся с бигбордами, которые закрывают фасад цирка и уговаривают детей, идущих на представление, покупать сигареты, пиво и водку. Но это тоже бесполезно.
— Меня зовут Олег. Планируется ли в цирке выступление или выставка животных, которых нельзя увидеть в зоопарке? И почему цирк не устраивает выставки экзотических животных и насекомых? Моя семья с удовольствием бы сходила посмотреть.
— Уважаемый Олег! Устройство подобных выставок — не наша функция. Этим должен заниматься зоопарк. К сожалению, в харьковском цирке в свое время разрешили такую выставку, несмотря на то, что, согласно плану здания, под нее в цирке просто нет места. Ликвидировали гардероб, и 15 лет вместо него функционировала выставка с рыбками, удавами и тараканами. Сейчас мы будем восстанавливать гардероб. С хозяином выставки разорвали контракт, выиграли дело в суде, выселили выставку, хотя это было нелегко. Сейчас будем ремонтировать крышу над гардеробом, восстанавливать и строить. Я надеюсь, что в следующий сезон харьковский цирк будет «начинаться с гардероба».


Цитата
Цирк никогда не был и не будет дешевым искусством. В СССР это была империя — 70 стационарных цирков, более 10 тысяч артистов. Советское государство поддерживало цирк: сначала вкладывали деньги, а потом цирк начал приносить доход. Цирк, кино и звукозаписывающая фирма «Мелодия» «кормили» всю культуру в СССР. И оперный театр, и филармония, и драматический театр содержались за счет цирковых денег. В 1984 году советский цирк принес государству 120 млн. рублей чистой прибыли. И ему присвоили название не творческое объединение «Союзгосцирк», а творческо-производственное объединение. Потому что сумма этой прибыли приравнивалась к прибыли крупных промышленных объединений.


— Алексей Анатольевич, недавно побывала в цирке. Интересно узнать: насколько безопасно сидеть в первых рядах? И вообще, соблюдаются ли правила безопасности в цирке для людей и животных?
— Цирк — это учреждение повышенной опасности. Как говорил мой учитель Евгений Моисеевич Зискинд, в цирке работают или профессионалы, или покойники. Если в театре я играю Гамлета, мне трудно с перепоя соображать и я играю в «полноги», то тройное сальто нельзя сделать хорошо или плохо — его или делаешь, или не делаешь. Просто если ты его плохо делаешь, ты падаешь на шею и ломаешь позвоночник. Если идешь без страховки по канату и срываешься — ты труп. Выше четырех метров артист обязан работать на лонже. Однако народный артист России Адам Висетаев всегда работает на огромной высоте без лонжи, у него на это разрешение есть. Была знаменитая Раиса Немчинская, у нее тоже было разрешение работать без лонжи. В 66 лет в Днепропетровском цирке она упала — с ней произошел инфаркт в воздухе, никто не верил, что этой женщине было 66 лет. Что касается животных. Бурые и гималайские медведи всегда работают без клетки, белые медведи — обязательно в клетке. Потому что белый медведь — один из самых опасных зверей, он никогда не показывает момент агрессии, свое намерение напасть, и способен одним ударом лапы убить лошадь. Доли секунды — удар лапой в живот, или чаще всего он подсекает ноги — и подминает под себя. Жуткая сила! Поэтому без поводков мы не разрешаем с ними работать. А вот кошачьи — львы, тигры — перед прыжком «предупреждают»: они мелко перебирают лапами, поудобнее готовясь к броску, резко взмахивают хвостом из стороны в сторону. Им даже специально делают маленькие посадочные места, чтобы было неудобно оттолкнуться. Поэтому у дрессировщика всегда есть секунды подготовиться к отражению нападения.
За последние 15 лет, когда в цирках царило безвластие, стало модным выводить кошачьих на поводках или на лонже. Это непрофессионально и запрещено по технике безопасности. В Одессе дрессировщики самовольно вывели ночью тигра и начали репетировать на поводке. В какой-то момент что-то ему не понравилось, и он в мгновение ока перекусил горло дрессировщицы, которая выкормила его из бутылочки еще тигренком... В харьковском цирке, пока я буду директором, ни одного льва или тигра не выведут на поводке или на лонже. Леопард — совсем другое дело, у него другой характер, и он вполне контролируем. У нас есть номера с леопардами, которых выводят на поводке.

Справка
Харьковский цирк — самый большой в Украине. В нем 2.045 посадочных мест. Харьковский цирк славен тем, что здесь издавна, с довоенных времен, готовились новые большие номера и аттракционы — настоящие произведения циркового искусства.
Первое стационарное здание цирка (деревянное) построено в 1883 году. Здание Харьковского госцирка на пл. Ирины Бугримовой построено в 1974 году, первое представление было дано в начале апреля. Среднегодовой уровень посещаемости — 50%.
В советское время цирк давал 9 спектаклей в неделю, сейчас — всего 4.


— Почему в цирке столько киосков? Очень много фотографов, которые обдирают клиентов: печатают 50-копеечные фотографии, а берут за них по 5 гривен.
— Киосков, по сути, нет, есть буфеты или буфетные стойки, плюс столики для продажи сувениров, игрушек и цирковой атрибутики. Я сократил количество этих точек многократно, убрал бессистемную торговлю, оставил самое необходимое для одновременного обслуживания двух тысяч зрителей в антракте. По поводу фотографов. Я не имею права вмешиваться в их коммерческую деятельность. Потому что люди фотографируются с цирковыми зверюшками, которые не принадлежат харьковскому цирку. Это приезжие программы. Фотографы-арендаторы платят арендную плату и налоги. Фото делают с безобидными животными (правда, был случай, когда обезьянка укусила ребенка). Я уже говорил об опасности приближения к медведю, поэтому строго запретил фотографироваться с ними.

Сегодня артист цирка покупает зверей и костюмы за свои деньги. Вот он и зарабатывает, как может: сначала своим трудом на манеже, а затем подрабатывает на фотографии. Поэтому фотография может стоить пять гривен. Но она остается как память на всю жизнь.
— Вопрос по качеству представлений. Давно уже не видел аншлаговой программы — все на один лад…
— Творческий уровень — это болезненный вопрос. Мы меняем программы каждый месяц, отрабатываем по семь программ в сезон. Качество их зависит от денег. Цирковое искусство — очень дорогое: это содержание и кормление животных, костюмы, частые переезды, таможня... Можно делать любые шоу, приглашать великих артистов, но все упирается в деньги. Теоретически я могу привезти в Харьков канадский цирк «Дю Салей» — лучший зарубежный цирк. Но харьковчане не смогут купить билеты по 500 долларов на их представления. Алла Пугачева приезжает и дает один концерт, который не всегда проходит с аншлагом. А нам приходится давать минимум 20 представлений, которые не должны стать нам в убыток. Сейчас после нового года я вынужден был поднять, хоть и незначительно, цены на билеты. До того уровня, который существует во всех цирках Украины (у меня были самые дешевые билеты в стране — от 12 до 30 гривен), сегодня — от 15 до 45 гривен.
— Меня зовут Лена. Когда у вас будет «распродажа и сезонные скидки»?
— Это постоянный вопрос харьковчан, — скидки для студентов, флаеры. Подобное может себе позволить частный предприниматель, хозяин частного цирка. А когда проводит представления харьковский государственный цирк, мы не имеем никакой возможности делать скидки. Поясню. В билетной книжке на 2045 мест стоит отпечатанная типографским способом цена, число и время, сами билеты — номерные. За каждый билет мы должны отчитаться финансово, т.е. количество проданных билетов должно строго соответствовать количеству сданных денег. Но в то же время мы проводим так называемые целевые «школьные» представления, когда школы посещают цирк организованно. Там цена билета в два раза ниже. Это как раз та скидка, которую мы можем себе официально позволить. Кроме того, харьковский цирк постоянно проводит большую благотворительную работу. По письмам организаций некоторые категории населения (инвалиды, малообеспеченные, сироты, солдаты), посещают цирк вообще бесплатно. Вот мне недавно принесли письмо благодарственное с фотографией — дети, больные церебральным параличом, с удовольствием сходили в цирк.
— Меня зовут Лидия Анатольевна, в девичестве Андрейкович, сейчас Бульба. Вы знаете, я в молодости имела честь быть знакомой с вашим отцом — Анатолием Житницким.
— Да, это мой папа.
— Я ему показывала свои произведения. Это было лет 30 назад…
— Я отцу передам от вас привет, спасибо. Если бы я знал, то захватил бы его последнюю книгу стихов «Круг»... Он профессор, читает историю изобразительного искусства и основы драматургии в Академии культуры. В свое время занимался жанром литературной пародии. Отец мой был соавтором многих произведений с бывшим харьковчанином Вадимом Левиным (сейчас он проживает в Германии), который написал знаменитые стихи про «глупую лошадь». Кстати, Вадим Александрович написал то самое стихотворение «Куда уехал цирк», которое затем превратилось в песню.



Личное дело
Житницкий Алексей Анатольевич — директор Харьковского государственного цирка с января 2001 года, заслуженный деятель искусств Украины, действительный член Академии циркового искусства России.
Родился 20 декабря 1959 г. в Харькове. Окончил СШ № 17 (Киевский район). С 1977 г. по 1981 г. обучался в Харьковском государственном институте культуры (специальность — культурно-просветительская работа). С 1981 г. по 1983 г. — служба в рядах Советской Армии. С 1983 г. по 1995 г. — режиссер-постановщик, главный режиссер Харьковского филиала Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых программ, аттракционов и номеров (с 1992 г. — Украинская дирекция по подготовке цирковых аттракционов и номеров). С 1995 г. — главный режиссер, а с 2001 г. — директор Харьковского госцирка. Общественная работа: член Червонозаводской районной рады Партии регионов. Женат, имеет двух сыновей. Хобби — спорт (бег, футбол, тренажеры), коллекционирование фигурок клоунов. Но главное хобби — цирк («я работаю практически без выходных и отпуска, как и все директора цирков»).