Белорусский школьник завоевал золотую медаль на всемирной олимпиаде

Белорусский школьник завоевал золотую медаль на всемирной олимпиаде
14-летний белорусский вундеркинд Геннадий Короткевич продолжает триумфальное шествие на мировых конкурсах по программированию. Он выигрывает почти все соревнования, в которых участвует.
Очередным достижением Короткевича стала 21-я всемирная Олимпиада по программированию среди школьников (IOI-2009), которая проходила 8-15 августа в болгарском Пловдиве. Третий год подряд Геннадий Короткевич завоевал там золотую медаль, причём на этот раз он стал абсолютным чемпионом — самым юным за 21-летнюю историю конкурса.

В 2006-м году, впервые участвуя в международной школьной Олимпиаде, 11-летний белорус завоевал только серебро (ему не хватило до золотой медали шести баллов). После этого Гена сбоев не допускал.

Интервью с тренером Геннадия Короткевича, Михаилом Долинским


Геннадий Короткевич закончил 8 классов гимназии №56 города Гомеля. После IOI-2009 он может повторить путь китайско-австралийского вундеркинда Теренса Тао, выигравшего золото Олимпиады в 12 лет и на следующий год поступившего в вуз, а в 24 года ставшего профессором математики в университете Калифорнии (UCLA).

Интервью с Михаилом Долинским, первым и единственным тренером Геннадия Короткевича

Гомельское Чудо -взгляд снаружи…



Первое место и Кубок чемпионов олимпиады завоевала сборная команда городов Гомеля и Столбцов, третье место - команда города Мозыря. Только на втором месте оказался новый чемпион России - сборная команда Нижнего Новгорода и Сарова. Команды Москвы и Санкт-Петербурга остались на четвертом и пятом местах, безнадежно отстав от первой тройки по времени. Такого разгрома школьников российских столиц не случалось за всю многолетнюю историю этих интеллектуальных соревнований".

Эти слова сказаны не сторонним наблюдателем, а профессором СПбГУ ИТМО Владимиром Глебовичем Парфеновым - одним из главных организаторов командных программистских соревнований в России. Охарактеризовав успех двух белорусских команд как "ошеломляющий", он особо обратил внимание на бронзовых призеров из Мозыря (районного центра Гомельской области, города со стотысячным населением): "Команда, подготовленная Алексеем Бруновым, руководителем кружка информатики при Клубе юных пожарных (!) Мозыря, одерживает победу над сборными Москвы и Санкт-Петербурга.

Местонахождение кружка информатики и численность населения Мозыря многократно усиливали шоковый эффект. Впечатление от этого события можно сравнить разве что с эффектом от победы сборной Мозыря по футболу над мадридским "Реалом" или лондонским "Челси".

…и изнутри



И все-таки чудеса не только объяснимы, но даже в каком-то смысле закономерны. Об этом мы беседуем с Михаилом Семеновичем Долинским, тренером гомельской чемпионской команды и создателем тренирующей системы обучения программированию DL.

Как долго вы шли к этой победе?

- Я занимаюсь подготовкой школьников и студентов к олимпиадам с 1996 года. До тех пор я просто учил их прикладному программированию. Но когда в один год из десятка хороших школьников, с которыми я работал, в институт поступили только двое, я понял, что так нельзя - и мой, и их труд пропадает даром. Надо или целенаправленно натаскивать ребят к поступлению в вузы, или готовить их к диплому на республиканской олимпиаде школьников по информатике, которая дает право поступления без экзаменов. А уж потом заниматься прикладным программированием.

А как вышло, что вы, вузовский преподаватель, стали заниматься со школьниками?

- Двадцать лет назад я получил на кафедре хоздоговорную, как тогда говорили, тему, заказчиком которой был Гомельский завод радиотехнологического оснащения. Когда я спросил, с кем же мне работать, мой заведующий кафедрой, профессор И. В. Максимей сказал: "Тебе нужны люди - воспитай их". И я начал активно работать со студентами. Но вскоре понял, что пока я их научу, они закончат вуз и уйдут. Тогда я стал работать со школьниками, сначала с десятого класса, потом с восьмого. Алексей Данченко, когда-то учившийся в этом 8-м классе, взял две серебряные медали на международных олимпиадах по информатике 1999 и 2000 годов, поступил без экзаменов в минский БГУ, а затем пять лет был капитаном первой команды БГУ по программированию, два раза проходившей в финал чемпионата ACM. В 2000 году я решил начать с пятого класса. Прошлой осенью четверо олимпиадников того самого класса поступили в вузы. Один из них - Володя Миняйлов - в 2006 году выиграл "золото" (8-е место в абсолютном зачете) международной олимпиады. С 2005 года я со своими помощниками начал работу в младших классах под девизом "Умеешь читать - научись программировать". В этом году спустились еще на пару лет - теперь мы учим детей программированию с первого класса, а на первой книжке "Учим слова" написан наш новый девиз: "Не умеешь читать - научись программировать". Прошло всего три месяца - и уже тридцать из пятидесяти пяти наших первоклашек начали писать программы. Некоторые еще толком и читать не умеют!

Да, это впечатляет. Но давайте все-таки вернемся к успехам ваших нынешних воспитанников. Ведь не случайны же они?!


- Систематические успехи вообще не могут быть случайными. Гомельчане, с которыми я работал и работаю, за десять лет завоевали на международных олимпиадах по информатике для школьников (IOI) 14 медалей - 2 золотые, 8 серебряных и 4 бронзовых. За тот же срок на республиканских олимпиадах Белоруссии ребята получили 104 диплома и 27 похвальных отзывов. Я хотел бы подчеркнуть, что в наградах каждого школьника в первую очередь заслуга его лично - его трудолюбия, самостоятельности и способностей. Во вторую очередь - вклад родителей: и в том, что передано ребенку с генами, и в воспитании, и в создании условий для учебы дома. И только в третью очередь эти успехи являются заслугой системы обучения. (Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить за постоянную помощь и поддержку администрацию Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, а также своих друзей, учеников и коллег.)

Сколько лет занимается программированием команда-чемпион?

- Секрет успеха этой команды в ее лидере - Гене Короткевиче, ученике 7-го класса гимназии №56 г. Гомеля. Несмотря на свой юный возраст, он уже дважды медалист международных олимпиад! А в этом сезоне Гена в одиночку выиграл почти все командные соревнования школьников: четыре этапа открытого кубка среди школьников, почти все командные тренировочные интернет-олимпиады школьников на сайте neerc.ifmo.ru/school.

Однако по правилам командного первенства от нас требовалось привезти не чемпиона-одиночку, а команду. Поэтому вместе с Геной выступали одиннадцатиклассник Рома Удовиченко из Столбцов (серебряная медаль на IOI 2007) и девятиклассник Леша Каминский из Гомеля. Мы поставили этой команде задачу завоевать первое место, и ребята с нею справились.

А как выступили другие ваши команды?

- Всего мы привезли в Петербург пять команд. Две из них, к сожалению, остались без дипломов, зато мозыряне, заняв третье место, даже "перевыполнили план".

Можно ли ожидать повторения этого успеха?

- Если Гена не перестанет заниматься - а сейчас он занимается весьма добросовестно, - то еще лет пять отнять у него Кубок ВКОПШ будет очень трудно. Но и другие наши ребята тоже занимаются и растут, так что теперь у гомельчан всегда будет одна цель - первое место + дипломы у всех выступающих команд.

А как вообще обстоят дела с обучением программированию в Беларуси?

- Так же, как и везде, по-моему. Все держится на энтузиазме отдельных преподавателей и самих учеников. Сегодня преподавательский труд оплачивается неизмеримо ниже, чем труд программистов, и потому хорошие программисты не задерживаются на преподавательской работе. С учетом быстрой смены технологий, которым нужно обучать студентов, положение становится просто катастрофическим.

То есть уровень знаний студентов понемногу падает?

- Нет. Кто хочет научиться - учится. Просто, как я уже сказал, заслуга в этом не столько системы образования, сколько самих студентов.

И еще вопрос, о котором нынче не очень принято говорить. Многие наши коллеги в кулуарных беседах признают, что "качество человеческого материала" год от года, мягко говоря, не улучшается.

- Увы, да. В связи с повальным распространением "идеологии потребления" детей, желающих и способных трудиться (а знания приходят только посредством огромного труда), становится все меньше и меньше. Причем чем старше дети, тем меньше процент желающих трудиться. Поэтому я и пошел "в низы", то есть стараюсь начинать как можно раньше, чтобы не упустить никого из трудолюбивых детей.

Поработав три месяца с первоклассниками, я понял, что в этом возрасте ребенку еще можно привить трудолюбие.


Компьютерра–Онлайн
ОН Клиник Харків

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2776.39 грн
100 EUR 3170.91 грн
10 RUB 4.2331 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи