Медики не сомневаются, что беды со зрением - единственная детская патология, которую школа однозначно ухудшает. Динамика впечатляет: если к началу учебы эта патология наблюдается у 10% детей, то к выпускному вечеру проблемы со зрением отмечают уже у 30% ребят. Мы привыкли объяснять это, в первую очередь, чрезмерной страстью чад к компьютерам и телевизорам. Но врачи из Института охраны детей и подростков уверены, что многих проблем со зрением удалось бы избежать, если бы родители прежде чем менять интерьер в классе, посоветовались со специалистами.

Родители, облагораживая школьные кабинеты, исходят из собственных представлений о прекрасном. Сейчас школьные помещения часто украшают шторами, ламбрекенами, бра, похожими на ночники. По мнению заведующего отделом гигиены детей школьного возраста и подростков Института охраны детей и подростков Георгия Даниленко, в результате дизайнерских изысков классы, предназначенные все-таки для занятий, «интимный полумрак» делает похожими больше на спальни, чем на учебные кабинеты. А между тем режим освещения — это колоссальная проблема, которую нужно решать только под контролем специалистов. Даже, казалось бы, прозрачные гардины, утверждает Георгий Николаевич, способны гасить от 15 до 17% светового потока. Гламурные ламбрекены света в кабинете тоже не добавляют. Традиционный для школ светильник «молочный шар» кажется теперь многим родителям банальным, и они заменяют его на нарядные, но маломощные бра, светильники. По словам Георгия Николаевича, чаще всего этим грешат, как ни странно, именно передовые элитные школы.
Кроме этого, рассказывает Георгий Даниленко, нередко администрация школ и учителя, к сожалению, забывают вовремя проконтролировать чистоту плафонов и ламп: «Когда мы проводим исследование, лампы и плафоны бывают до того запыленные и грязные, что уровень освещенности в помещении гасится на 14%».
Кстати, цвет стен тоже играет немалую роль в сохранении зрения ребенка. Стоит придерживаться единственного общего правила: в школах хороши пастельные цвета — светлые тона бежевого, салатного, голубого. Но даже здесь есть свои тонкости, и однозначных рекомендаций о цветовом решении учебного помещения быть не может. Зрение
и психика — вещи очень взаимосвязанные. Несмотря на то, что для классов рекомендуются светлые цвета, помещение, аскетически окрашенное в белый — и стены, и потолок, вызывает чувство дискомфорта.
При подборе цвета нужно учитывать даже возраст ребенка, потому что каждому этапу взросления присущи свои особенности. Например, в помещении голубого цвета малыши чувствуют себя вполне комфортно, у подростков же голубой может вызвать чувство легкого беспокойства. Кроме того, конечно, нужно учесть и ориентацию помещения: если окна выходят на северные румбы — обои должны быть теплого оттенка, южные — прохладного. Георгий Николаевич, опираясь на многочисленные исследования, считает наиболее универсальным для классов все-таки бежевый цвет. Хотя, предупреждает он, тон тоже играет важную роль в освещении помещения. Например, между темным и светлым тонами бежевого существует немалая разница: темный беж способен отобрать 7% света.
Из собственного родительского опыта могу сказать, что «продвинутый» дизайн кабинета — это все-таки не всегда инициатива родителей. Навороченный интерьер — это, как правило, игра воображения классного руководителя, возможно, действительно мечтающего о спальне, а уж мамы и папы лишь претворяют его мечту в жизнь. Тем не менее от кого бы ни исходила инициатива революции в интерьере, может быть, стоит все же подрезать крылья разгулявшейся фантазии. Годы учебы здоровья не прибавляют. Поэтому лучше в интересах ребенка руководствоваться рекомендациями специалистов и здравым смыслом, чем собственными представлениями о роскоши.