Молочные продукты, которые поступают на прилавки харьковских супермаркетов, не выдерживают никакой критики. По словам специалистов, отечественные молоко, сметана и творог «нафаршированы» антибиотиками, содой, аммиаком, моющими и дезинфицирующими веществами. Причем изменить ситуацию в ближайшее время вряд ли получится.

Европейцы отказываются покупать украинскую молочную продукцию из-за низкого качества. Еврокомиссия по здравоохранению и защите прав потребителей (SANCO) обнародовала результаты проверки нескольких украинских молокоперерабатывающих предприятий. Вердикт неутешителен — гражданам Евросоюза такое пить нельзя. А вот украинским потребителям, похоже, еще долго придется употреблять молоко сомнительного качества. 

В лаборатории качества кормов и продукции животноводства Харьковского института животноводства, помимо базовых показателей — жира, белка, лактозы, точки замерзания, фальсификации водой, плотности и т. д., молоко тестируют и по показателям безопасности. В сырье определяют содержание ингибиторов, антибиотиков, наличие моющих средств, тяжелых металлов, гербицидов, пестицидов, радионуклидов. Специалисты отмечают: проблема действительно есть — в молочной продукции полным-полно непригодной к употреблению химии. 

— На сегодняшний день в Харьковской области 50% молока поступает на молокоперерабатывающие предприятия от населения, вторая половина — от крупно-товарных ферм, — рассказывает начальник лаборатории, заместитель директора института животноводства Сергей Шаповалов. — Фермы поставляют молоко нормального качества, то есть соответствующее национальным стандартам, даже есть молоко «экстра»-класса. А вот от населения попадается продукт, содержащий ингибиторы, то есть вещества, которые задерживают нормальные микробиологические процессы, рост нормальной микробиологической флоры. 

Левомицетин вместо холодильника

 

Самый распространенный антибиотик в украинском молоке — левомицетин — довольно сильнодействующий препарат со множеством побочных эффектов, который в медицине применяют для лечения тифа, дизентерии, пневмонии и прочих заболеваний. А находчивые украинские фермеры используют его вместо холодильника. 

— Если растворить одну таблетку левомицетина в ведре молока — оно не скисает в течение нескольких суток. Кстати, такое молоко слегка горчит, — объясняет Сергей Шаповалов. — Мы пьем его, и резистентность наших микроорганизмов возрастает. В результате при воспалении легких, антибиотики, назначенные лечащим врачом, на нас уже не действуют, даже самые сильные, потому как в малых количествах мы получаем их с молочными продуктами. 

Всевозможные же моющие и дезинфицирующие средства, сода, кислота попадают в молоко в результате обработки ими оборудования после дойки. 

И если нежелательные компоненты в молоке от крупнотоварных ферм выявить не составляет труда, так как известен производитель, то молоко от населения сливается в одну цистерну, и кто сдал продукт с антибиотиками, отследить невозможно. 
Отечественные предприятия никак не отделяют продукцию, полученную от крупных ферм, от той, которую поставляют частники. Все молоко попадает в «общий котел» — в итоге продукция молокоперерабатывающих предприятий имеет очень низкое качество. 

Увидим ли свет в конце тоннеля?

 

Если мы хотим, чтобы наша нация была здорова, дети пили нормальное молоко, а старики ели нормальные молочные продукты — эту достаточно серьезную проблему необходимо решать на законодательном уровне. Но шансов на это практически нет. Ведь для этого придется полностью отказаться от сырья, закупаемого у населения. 

— На сайте Министерства аграрной политики мы разместили проект технического регламента по молоку. Вы не представляете, какая последовала реакция! — говорит Сергей Шаповалов. — Его тормозят целые корпорации, пишут в министерство, подключают прессу и телевидение — сразу несколько каналов обвинили нас в том, что мы хотим задушить отечественную молочную промышленность. В роли обвинителей выступают, конечно же, посредники, скупающие молоко у населения. Им абсолютно все равно, какого оно качества, поскольку бизнес их достаточно выгодный — литр продукта «от бабушек» обходится скупщикам в гривну или чуть больше, то есть дешевле воды. 

Переломить ситуацию может только одно — нужно усилить контроль за тем сырьем, которое поступает на заводы. Сейчас же полный контроль молока осуществить практически невозможно. По словам специалиста, чтобы молокозаводы могли выявить антибиотики — необходимо дорогостоящее оборудование. Стоимость одного прибора доходит до миллиона гривен, и далеко не каждое предприятие может позволить себе такую «роскошь». Поэтому отечественные производители молочной продукции до сих пор пользуются ГОСТами, которые были разработаны еще в 1960-1980 годах. 

— Наша лаборатория оснащена необходимым оборудованием, но проверить все молоко мы не можем, не могут даже ветеринары и СЭС, — отмечает Сергей Олегович. — Если сырье будет поступать только от крупно-товарных ферм — тогда, может быть, мы наведем хоть какой-то порядок. А если и дальше будем принимать неконтролируемое молоко от населения — света «в конце тоннеля» мы не увидим. Сегодня есть все возможности для контроля за качеством молока, но этим нужно заниматься на законодательном уровне, вкладывать деньги.