Вот угол дома на улице Нетеченской, 28/29. Ты слышишь закипающий самовар, тикающие часы, видишь за столом гостей… и словно становишься участником давно ушедших событий, невольно заглядывая в «окна» авторских воспоминаний.

26 августа в Муниципальной галерее открылась выставка харьковского художника Михаила Брозголя, который в последнее время живет в Германии. Все работы автора «пропитаны» ностальгией по улице раннего детства. 

— Коммунальные квартиры, общие кухни с примусами, белье во дворе на рогатках, голубятня. На улице Нетеченской время не течет, все также, как в конце 50-х, — вспоминает Михаил Брозголь. — На подоконнике символ домашнего уюта — фикус. 
Занавесочки, салфеточки, слоники. Под потолком желтый абажур с бахромой. Улица детства всегда остается такой же, как была. Память сохраняет все без изменений. На улице Нетеченской время не течет. 

По словам художника, работа над более чем 30 полотнами заняла менее двух лет, причем «рисовалось» очень легко. Идея родилась в Харькове, в Германии все обдумал, провел подготовительные работы и вернулся писать холсты в Первую столицу. 

— Наверное, эти полотна — моя самая легкая работа, — делится секретами автор, — потому что ничего не приходилось сочинять и выдумывать. У меня попросту открылись каналы памяти, и я только успевал все это изображать. 

К слову, в прошлом году Михаил Брозголь решил прогуляться по улочкам детства и загрустил. По его мнению, районы Левады и Москалевки — это руины, остатки того, прежнего Харькова, которые доживают свои последние дни. Сегодня ему гораздо приятнее пройтись по историческому центру: от Советской до парка Горького. 

— Старый Харьков на этих панно прямо-таки щекочет. Здесь все такое теплое и душевное. Живопись — очень красивая и по пластике, и по цвету, — делится впечатлениями замдиректора городской художественной галереи Марина Конева. — Многих моментов уже нет, но они остались в памяти. У каждого с этой улицей связаны свои воспоминания. К примеру, Татьяна Аркадьевна Тумасьян вспомнила, как по этой улице она ездила на трамвае в музыкальную школу. Кто-то там жил, кто-то гулял. 

На этот раз в «муниципалке» решили устроить не только открытие, но и так называемый мастер-класс с автором. Большинство заглянувших на огонек оказались не случайными людьми, а коллегами-художниками и искусствоведами. В итоге мастер-класс плавно перетек в дискуссию об искусстве. В галерее говорят, что эксперимент удался. 

— Мастер-класс — это взаимная работа как мастера, так и учеников, — в свою очередь, считает Михаил Брозголь и с неохотой говорит о новых проектах: 

— Я никогда ничего не планирую, так как уверен, что художник не имеет на это права. Если человек планирует, то он уже не художник, а бизнесмен. Все зависит от состояния. Просто нужно настроиться на волну, которая всегда подскажет правильный путь.