На прошлой неделе премьер-министр Юлия Тимошенко передала-таки Харьковский метрополитен в коммунальные «руки», но продолжение строительства новых станций до сих пор остается под вопросом…

Метро городу отдали, а денег пока нет


Во время своего очередного визита в Первую столицу премьер-министр Юлия Тимошенко сообщила долгожданную новость: распоряжение о передаче предприятия «Харьковский метрополитен» в собственность территориальной громады подписано. Более того, правительство выделило 75 млн гривен на завершение строительства станций метро Алексеевской линии. В свою очередь, местные чиновники пока лишь разводят руками: по их словам, обещанных денег на счетах метростроевцев нет.

В мэрии радости по поводу премьерского решения не скрывают. Более того, городской голова Михаил Добкин считает, что 75-100 млн грн. будет достаточно для окончания строительства очередной станции метрополитена.

-- Так, как метро строилось до сегодняшнего дня, став собственностью территориальной громады, больше строиться не будет, -- подчеркнул Михаил Маркович. -- Потому что мы научились за последние три с половинной года за меньшие деньги делать большие объемы работ. И я считаю, что 75, в крайнем случае -- 100 миллионов, это максимальная сумма, которая нужна для завершения строительства данного объекта.

Вот только называть конкретные даты, когда в городе откроются новые станции, мэр не торопится, ведь сейчас до конца не решен вопрос не только с финансированием, но и со специалистами, которые смогут продолжить строительство метрополитена. Михаил Добкин заверяет, что это будет организация, которая не только умеет «работать с туннелями», но и имеет на это все необходимые лицензии и разрешения.

Город благодарен Евгению Кушнареву за метро


Напомним, что трудности с финансированием строительства метрополитена в Харькове не впервой. Более того, экс-губернатор Харьковской области, лидер партии «Новая демократия», даже был задержан по факту превышения служебных полномочий за то, что с марта 2003 по май 2005-го брал кредит на строительство двух новых станций метрополитена (38 млн гривен) и выплатил проценты по кредитам на общую сумму 8 217 318 грн.

«Мои действия, которые сводятся к тому, чтобы были построены и введены в эксплуатацию две станции – «Ботанический сад» и «23 Августа» третьей очереди Харьковского метрополитена, преступными не являются», - писал Евгений Петрович в ходатайстве следователю по особо важным делам Генпрокуратуры Украины Сергею Лавринчуку.



Далее Евгений Кушнарев напоминал следователю, что «основополагающий принцип строительства метрополитена – его непрерывность». И сообщал, что в октябре 2000 года финансирование третьей очереди метрополитена было почти прекращено. Кроме того, ситуация осложнялась значительным ростом инфляции.

«Шесть лет задержки строительства (с 1998 года) привело бы к увеличению его стоимости на 45,58 млн гривен, - писал обвиняемый. - Крайне необходимым, жизненным стало именно кредитование строительства метро. Мои действия предотвратили материальный ущерб более значительный, нежели ущерб в виде выплаты процентов за пользование кредитами. Кроме причиненных экономических убытков, эта чрезвычайная ситуация могла привести к техногенным последствиям».

В феврале 2006 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело (более десятка томов!) в отношении бывшего главы Харьковской облгосадминистрации в части строительства метрополитена. Менее чем через год Евгений Кушнарев погиб. Но вопросы – теперь уже к Генпрокуратуре – остались…

«В жизни нельзя ни к чему приспосабливаться», - говорил Евгений Петрович. – На самом деле, очень легко найти компромисс с собственной совестью и даже с окружающими, если жизнь без проблем ставить на первое место. Но я так жить не хочу и не буду. Я прикладываю немало усилий для того, чтобы оставаться самим собой, чтобы не разочароваться в жизни, не потерять веру в себя и в людей...»

Лариса Васильченко, Вера Боровик "Вечерний Харьков"