Тестирование послужило лакмусовой бумажкой для нашего среднего образования: на поверку оказалось, что не все медалисты являются «орденоносными» и не все школы для одаренных становятся обителью «продвинутых» знаний.

Медали не больно-то блещут


Накануне нового учебного года заместитель начальника ГУ образования и науки Галина Михайленко сообщила, что в этом году результаты наших школьников на всеукраинских олимпиадах значительно ухудшились. К примеру, в прошлом году на олимпиаде по украинскому языку харьковчане заняли 11-е место, а в этом году — 22-27-е места, по истории скатились с 4-го места на 12-е, по правоведению — с 6-го на 24-27-е места.

Ухухдшились и оценки итоговой аттестации выпускников. В этом году в аттестаты заносили тестовые баллы, и выяснилось, что результаты оценивания знаний в школах и итоги тестирования очень разнятся. Очень противоречивые результаты показали на экзаменах и тестировании школьные отличники. Весьма показательны и оценки гордости школ — медалистов: только 68% круглых отличников проявили себя таковыми во внешнем независимом оценивании, треть школьных кандидатов на медали получили по тестированию средние баллы, а некоторые даже схлопотали двойки (1-3 балла по 12-балльной системе).

Но эти печальные итоги не означают, что базовый потенциал нынешних выпускников стал ниже, считает Галина Михайленко. Причины кроются в том, что и учителя, и школьные аттестационные комиссии необъективно оценивают уровень знаний детей и недостаточно готовят выпускников к тестированию (в необъективности замечены в основном школы районов области).

Не каждый лицей готовит Энштейнов


Лицеи, гимназии и коллегиумы составляют в нашей области 15% от общего количества школ: по этому показателю мы даже занимаем 1-е место в Украине. Эти учебные заведения нового типа создавались для того, чтобы взращивать для Отечества интеллектуальную элиту. По мнению Галины Михайленко, большинство школ для одаренных детей действительно дают качественное образование, и среди них по уровню подготовки уверенно лидируют Харьковский физико-математический лицей № 27, Харьковские гимназии № 45, № 47, № 46, Харьковский университетский лицей.

Но оказывается, не все школы, решившие переименовать себя, способны демонстрировать высокий уровень знаний. Специалисты ГУ образования и науки проанализировали итоги учебных достижений выпускников 26 лицеев, гимназий и коллегиумов и выяснили, что только в четырех из них выпускники не получили двойки по итоговой аттестации. А в 11 заведениях «продвинутого» типа результаты оказались хуже, чем средние по всем школам области. Только четверть выпускников освоили учебный материал на высоком и достаточном уровнях -- немало выпускников школ для одаренных детей срезались на первых же тестах по украинскому языку и литературе.

Такие результаты заставляют сомневаться, соответствуют ли школы, гордо именовавшие себя лицеями, гимназиями и коллегиумами, заявленному ими высокому статусу.

— Это сигнал о том, что мы должны серьезно и тщательно определять статус учебного заведения, контролировать уровень образовательных услуг, — уверяет заместитель главы ХОГА Людмила Белова. — Для нас это напоминание о том, что подготовка кадров в таких учреждениях тоже требует особого внимания. Не каждый учитель может здесь работать: должны быть особое призвание, возможности и талант. Таких учителей нужно находить и специально готовить.

Людмила Белова заверила, что после тщательного анализа чиновники сделают выводы. Очень может быть, что так называемые заведения для одаренностей понизят в статусе.