Вторая мировая война подвергла проверке жизненность теоретических положений об эффективности умело организованного информационно-психологического воздействия на войска и население противника.

Основными формами информационного противоборства в ходе войны явились печатная и радиопропаганда. В меньших масштабах были представлены устная пропаганда и наглядная агитация.

Сделав соответствующие выводы из опыта первой мировой войны, руководители фашистской Германии с большим вниманием отнеслись к проблемам ведения военной пропаганды. Зал съезда национал-социалистов в Нюрнберге в 1936 году украшал лозунг: "Пропаганда помогла нам прийти к власти. Пропаганда поможет нам удержать власть. Пропаганда поможет нам завоевать весь мир". Сразу же после прихода к власти в Германии Национал-социалистской партии гитлеровское руководство образовало Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом.

С первых шагов своей политической деятельности Гитлер уделяя огромное внимание информационному воздействию на психику людей.
Именно Гитлер, после прихода к власти в Германии, впервые предпринял попытку глобального информационного воздействия (экспансии) на население других стран. Информационное влияние осуществлялось следующими способами:

1. Распространением информации через информационные агентства, радио, путем доставки за границу немецких газет и журналов, листовок через агентурную сеть.

2. Через немецких корреспондентов за границей, а также через иностранные газеты, находящиеся под немецким влиянием.

3. Путем проведения выставок и ярмарок в Германии, участия в ярмарках и выставках за рубежом.

4. Осуществлением культурного обмена с дружественными странами во всевозможных областях (наука, искусство, спорт, воспитание молодежи и т.д.).

Информационные воздействия на войска и население Австрии в 1938 году, содействовали успеху военной операции по присоединению к Германии Австрии. После этого были созданы (в августе 1938 года) специальные воинские формирования пропаганды. Именно они сыграли решающую роль в успешном проведении стратегической дезинформационной кампании под кодовым названием "Ледокол", по обеспечению внезапного нападения на СССР.

Первую проверку на практике пропагандистские акции гитлеровской Германии прошли в марте 1938 года в ходе кампании по присоединению Австрии.

В дальнейшем для обеспечения более благоприятных условия для ведения радиопропаганды в Австрию была направлена большая партия дешевых радиоприемников (Этот прием, кстати повторили США во время войны с Ираком в 1991 году).

В самом Вермахте при штабе Верховного главнокомандования в апреле 1939 года был сформирован отдел пропаганды. Ему подчинили специальные воинские подразделения - роты пропаганды. Согласно инструкции № 51/39, они предназначались для решения следующих задач: ведения пропаганды среди немецкого населения и военнослужащих ("пропаганда на родину"), ведения пропаганды в прифронтовой полосе ("фронтовая пропаганда") и ведения пропаганды среди войск противника ("пропаганда на врага"). Кроме того задачи по подготовке и распространению листовок, а также обратного отпуска военнопленных выполняли группы по разложению противника из состава команд и армейских групп "Абвера". По степени важности пропаганда на противника приравнивалась к вооруженной форме борьбы.

К началу второй мировой войны Вермахт располагал 14 ротами пропаганды, которыми руководил отдел пропаганды во главе с Хассо фон Веделем.

Перед вторжением во Францию Германия провела несколько стратегических информационных операций. Об одной из них рассказал руководитель немецкой разведки В.Шелленберг в своей книге ЛАБИРИНТ: “Мне было поручено специальное задание. С помощью специалистов из министерства пропаганды я разрабатывал программы передач, преследовавшие цель вызвать возможно большее смятение среди наших противников, особенно французов. Своими огромными успехами в этом деле мы были обязаны прежде всего доктору Адольфу Раскину, тогдашнему директору радио в Саарбрюккене и моему близкому другу. В его распоряжении было три исключительно мощных передатчика, через которые он направлял непрекращающийся поток информации на французском языке под видом официальных сообщений, являвшихся на деле порождением его собственного воображения. Эти фальшивые сообщения явились основной причиной губительной паники среди гражданского населения. Потоки беженцев запрудили все дороги и сделали почти невозможным передвижение войск во французском тылу...

Другой пропагандистский прием, причинивший большой ущерб французам, заключался в том, что немецкие самолеты и агенты разбрасывали среди французов в огромных количествах небольшую и на вид вполне безвредную листовку, отпечатанную на французском языке и содержавшую “пророчества” Богоматери – многие из ее пророчеств были действительно включены в листовку. Эта листовка предсказывала ужасные разрушения от “летающих огненных машин”, причем неоднократно подчеркивалось, что юго-восточная Франция избегнет этого ужаса. Составляя листовку, я и не представлял себе, что она будет иметь такой потрясающий эффект. Все попытки гражданских и военных властей остановить огромные потоки беженцев в юго-восточную Францию оказались безуспешными”.

После успешных действий во Франции спецслужбы и войска пропаганды вермахта приняли участие в подготовке операции “морской лев” по вторжению германских войск в Англию.

В конце 1940 года руководителям основных информационно-пропагандистских центров рейха - министерства пропаганды, иностранных дел, Главного управления имперской безопасности (РСХА), а также Восточного отдела внешнеполитического управления имперского руководства нацистской партии (НСДАП) - лично Гитлером была поставлена задача по подготовке к ведению войны против СССР.

21 февраля 1941 года с планом нападения на Советский Союз был ознакомлен начальник отдела пропаганды Вермахта полковник Ведель. С этого момента для подразделений пропаганды операция “Морской лев” превратилась в стратегическую дезинформационную кампанию под кодовым названием “Ледокол”, в ходе которой ими было проведено более 100 отдельных мероприятий. В ходе одного из них для вторжения в Англию формируется батальон пропаганды “К”, в состав которого включается специалисты по Великобритании, переводчики английского языка со всех подразделений пропаганды, в том числе и расположенных на восточных границах, при этом допускается определенная утечка информации. В Берлине тиражируются листовки, предназначенные для распространения на территории Англии после вторжения на нее немецких войск, которые доставляются, хранятся на соответствующих аэродромах. Военные корреспонденты готовят репортажи о проводимых крупномасштабных учениях по десантированию, на публикацию которых налагается строгий запрет, но 1-2 материала из-за “упущений” цензуры попадают на страницы газет, тираж которых якобы полностью изымается.

С конца 1940 года немецкие ведомства, начали активную работу по сбору информации в интересах проведения информационно-психологического обеспечения нападения на СССР: обрабатывались материалы красноармейских газет приграничных военных округов и другая периодическая печать, вплоть до многотиражек крупных заводов и ведомственных журналов, выходящих небольшими тиражами. К работе привлекались так называемые "специалисты по России", в том числе и из состава эмигрантских организаций, изъявивших желание сотрудничать с немцами. Они готовили аналитические материалы, определяли слабые стороны советских военнослужащих, вскрывали проблемы советского общества, разрабатывали рекомендации по информационно-психологическому воздействию на личный состав Красной Армии и население с учетом национально-психологических особенностей, традиций и культуры.

Армейская разведка "Абвер" осуществляла засылку в СССР агентов, подготовленных для ведения информационного противоборства. Они должны были проводить акции информационно-психологического характера, в частности, сеять слухи, распространять компрометирующие материалы на руководство страны, командный состав РККА и т.п.

Так, одна из школ "Абвера" первую партию таких агентов-пропагандистов направила в феврале 1941 года, вторую - в мае 1941 года. Они осели в приграничных военных округах, имея задачу до начала военных действий "подготовить почву" для предстоящих акций. Агенты вербовали недовольных советской властью, распространяли через них листовки, компрометирующие материалы, слухи, способствующие разжиганию национальной вражды и т. д. О тщательности и скрупулезности подготовки содержательной стороны пропаганды, расстановки акцентов наглядно свидетельствует запись Геббельса в дневнике от 5 июня 1941 года: "Директивы о пропаганде против России: никакого антисоциализма; никакого возвращения царизма; не говорить открыто о расчленении русского государства, так как мы озлобим армию, которая состоит в основном из русских; против Сталина и стоящих за ним евреев; земля - крестьянам, но колхозы пока сохраняются, чтобы спасти урожай; острые обвинения в адрес большевизма".

Отдел пропаганды штаба Главнокомандования Вермахта подготовил директиву о применении пропаганды в операции "Барбаросса". Она стала основополагающим документом по организации и ведению психологической войны против СССР. В директиве определялись цели пропаганды, ее формы и методы, она была направлена в войска 6 июня 1941 года.
Основными целями информационно-психологического воздействия являлись: устрашение противника; усиление пораженческих настроений; создание позитивного представления о плене; подрыв авторитета государственного и военно-политического руководства СССР; побуждение к добровольной сдаче в плен и к дезертирству; подрыв авторитета командиров и начальников, неповиновение им; усиление недовольства гражданского населения положением в стране; побуждение населения к лояльному отношению к военнослужащим вермахта; усиление тревоги за судьбу родных.

Министерство пропаганды отпечатало к 22 июня 1941 года свыше 30 млн. листовок, красочных пропагандистских брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР и подготовило несколько радиопередач.

На Восточном фронте было сосредоточено 17 рот пропаганды. Когда 22 июня 1941 года в З.15 немецкая артиллерия наносила огневой удар по объектам на территории Советского Союза, при помощи агитснарядов было распространено значительное количество листовок с обращением к красноармейцам, командирам Красной Армии. Так началась информационно-психологическое воздействие в ходе боевых действий.

В течение первых двух месяцев войны ими было распространено около 200 млн. листовок.

Основной формой пропаганды проводимой вермахтом, являлась печатная пропаганда (листовки, газеты, журналы, использовалось и устное вещание). Наибольших успехов пропагандистская машина вермахта добилась в 1942 году. После этого командование Вермахта предпринимает дополнительные меры по усилению воздействия на психику военнослужащих Красной Армии, населения Советского Союза (происходит усиление подразделений пропаганды, они становятся самостоятельным родом войск).

На начало 1943 года войска пропаганды Вермахта включали: 21 роту пропаганды сухопутных войск, 7 взводов военных корреспондентов сухопутных войск, взвод военных корреспондентов Великая Германия, 8 батальонов пропаганды на оккупированной территории, состоящих из добрововольцев-пропагандистов.

В значительной мере эффективность немецкого информационно-психологического воздействия снижалась мерами противодействия с нашей стороны, которые включали пропагандистские, военные”, полицейские и психологические средства. С начала и до конца войны радиоприемники были изъяты у населения. За чтение листовок предусматривались жестокие меры наказания и т.д. Однако, специального органа, который бы занимался проблемами информационно-психологического противодействия Германии, так и не было создано. На наш взгляд, это принципиальная ошибка военно-политического руководства СССР. Частично служба спецпропаганды занималась этим вопросом, противодействовали политорганы, органы военного управления. Но системы противодействия так и не было создано. Не были учтены и особенности функционирования психики в боевых условиях. Организация психологической закалки личного состава, как элемента системы противодействия, началась лишь после тяжелых поражений 1941-1942 гг.

Работа подразделений спецпропаганды Красной Армии на немецкие войска до середины 1942 года отличалась бессистемностью.
После создания в июне 1942 года Совета военно-политической пропаганды воздействие на психику немецких солдат и население Германии активизировалось. Первый позитивный опыт информационно-психологического воздействия был приобретен в ходе Сталинградской битвы. Осуществлялись и структурные изменения органов пропаганды. В августе 1944 года 7 отдел Главного политического управления Красной Армии был развернут в Управление. В 1944 году появилось новое понятие “пропагандистская операция”. Под ним подразумевался комплекс разработанных пропагандистских действий в области печатной и устной пропаганды, наглядной агитации, использование военнопленных, в том числе обратный отпуск и т.д. Все эти действия были сконцентрированы тематически вокруг одной идеи, подчинены характеру боевой операции, планам и задачам командования. В 1944-1945 гг. было проведено 27 пропагандистских операций.

Органы пропаганды стран антигитлеровской коалиции в своей деятельности делали основной упор на следующие виды пропаганды в зависимости от ожидаемого эффекта: конверсионную, разделительную, деморализующую и пропаганду плена.

Активный участник информационных операций времен второй мировой войны, сотрудник Управления военной информации США П. Лайнбарджер, написал вышедшую в 1948 году книгу “Психологическая война” (в 1962 году она была издана в СССР), в которой дал определения видам пропаганды.

Пропаганда (от латинского propaganda - подлежащее распространению) представляет собой воздействие на сознание (подсознание), политические и ценностные ориентации объектов (групп объектов) посредством распространения воззрений, идей, учений с целью формирования мировоззрения, соответствующих интересам воздействующей стороны.

Военная пропаганда - это использование информационных каналов в интересах политической поддержки ведущихся военных действий и общих целей, поставленных перед собою воюющими сторонами.

Конверсионная пропаганда - это массированное пропагандистское воздействие на ценностные ориентации человека или групп людей с целью изменения его (их) установок, отношений, суждений и взглядов на политику, проводимую высшим военно-политическим руководством страны.

В военное время главной целью конверсионной пропаганды является изменение отношения населения и военнослужащих к характеру войны со своей стороны и признание ее несправедливой и агрессивной. Однако, несмотря на активную политическую пропаганду, особенно со стороны СССР, в ходе войны достичь этой цели в полном объеме не удалось. Значительная часть как личного состава немецкой армии, так и населения Германии до конца войны оставалась под влиянием фашистской идеологии.

Этому способствовали следующие причины:

* хорошее обеспечение германской армии продовольствием и другими видами снабжения, а также средствами связи, оружием и боеприпасами, что способствовало поддержанию веры в возможность победы;

* опасение немецких военнослужащих возмездия в случае поражения;

* активная деятельность гестапо и других карательных органов, направленная на борьбу с инакомыслием;

* высокая эффективность немецкой внутриполитической пропаганды;

Разделительная пропаганда - это пропагандистское воздействие, направленное на разжигание межгрупповых противоречий на основе различий религиозного, национального, социального, профессионального и др. характера с целью ослабления единства в рядах противника вплоть до его раскола.

Значительную роль в ходе реализации целей разделительной пропаганды сыграла дискредитация военных и политических руководителей Германии.
В начале войны англичане сбрасывали над Германией листовки, в которых крупным шрифтом указывались суммы, якобы помещенные в иностранные банки Герингом, Геббельсом, Риббентропом, Гиммлером и другими руководителями рейха. Текст листовки гласил, что при любом исходе войны эти люди не пострадают. Кроме того, в этом материале вместе с попытками вызвать неприязнь к руководству страны, населению внушалась мысль о том, что соратники Гитлера сами не верят в свою победу.

К концу войны западные союзники разбрасывали над Германией фальшивые почтовые марки рейха с портретом Гиммлера в расчете на то, что циркуляция таких марок сможет вызвать подозрения у Гитлера и тем самым спровоцировать распри среди нацистского руководства.

Для разжигания разногласий в лагере противника и порождения атмосферы недоверия использовались маскировочные печатные материалы.

Так, англичане издали и распространили листовку в сентябре 1943 года содержание которой выдавалось за обращение гауляйтера Коха к немецкому народу. В этом "обращении" Кох говорил об опасности, нависшей над фюрером и бранил некие "реакционные круги", собирающиеся свергнуть Гитлера. Целью листовки являлась попытка внушить немцам мысль о том, что далеко не все благополучно в руководстве рейха.

В ходе ведения разделительной пропаганды широко использовалась и дезинформация.

Чтобы спровоцировать шпиономанию англичане передавали "поздравления по радио (микрофоном) легко рассекречиваемой шифровкой своих вымышленных агентов за отличную работу, которую они проделали во вражеской стране". Для оказания воздействия на боевую мощь немецких ВВС, Би-би-си сообщала о случаях дезертирства немецких летчиков со своими самолетами в Англию. При этом упоминались фамилии пилотов, сбитых во время воздушных налетов. Цель данной акции заключалась в попытке спровоцировать командование совместно с гестапо на проведение чисток среди личного состава ВВС, а также посеять недоверие летчиков друг к другу и тем самым повлиять на их моральный дух и снизить боеспособность.

Деморализующая пропаганда - это пропагандистское воздействие, направленное на ослабление психики человека, обострения его чувства самосохранения с целью снижения морально-боевых качеств вплоть до отказа от участия в боевых действиях.

Среди мотивов, использовавшихся для дестабилизирующего воздействия на психику населения и военнослужащих противника, можно выделить следующие:

* "траур" - напоминание о смерти (радио Люксембург одно время транслировало передачу "Письма, которые вы не получили", в которой приятный женский голос зачитывал отрывки из писем, найденных на телах убитых немецких солдат);

* "голод" - эксплуатация продовольственных затруднений противника (на позиции сбрасывались красочные открытки, изображающие различные кушанья и деликатесы);

* "проигранное дело" - внушение противнику, что его положение безысходно;

* "семейные мотивы" - использование темы "детей, ждущих возвращения отца", спекуляции по поводу жен, изменяющих фронтовикам с "тыловыми крысами";

* "превосходство в силе" - показ неспособности противника противостоять силе союзников (в английских листовках, разбрасывавшихся над Германией, звучал вопрос: "Где люфтваффе?").

* Пропаганда плена - это пропагандистское воздействие на человека или группы людей, направленное на формирование положительных установок по отношению к сдаче в плен как единственно разумному и безопасному выходу из сложившейся обстановки.

Стремление избежать смерти или физических страданий в экстремальной ситуации, которую представляет собой боевая обстановка, вызывает у людей с низкими морально-психологическими качествами реакцию, в основе которой лежит, как правило, эгоистические мотивы: уклонение от участия в боевых действиях, сохранение своей жизни любой ценой. Такие военнослужащие и были подвержены эффективному воздействию. Особенно это характерно в случае неудачно складывающегося хода боевых действий. По форме пропаганда плена в годы второй мировой войны была многообразной и отличалась большой изобретательностью. Над немецкими городами сбрасывались листовки с адресами и списками военнопленных из данного города с приветами их родным. Распространялись информационные листовки, объединенные общей темой: "Как живут военнопленные в Советской России?".

В материалах печатной пропаганды приводились факты организованной капитуляции под руководством немецких генералов. Так, генерал-лейтенант В. Мюллер, исполнявший обязанности командующего 12-м армейским корпусом, 8 июля 1944 года сдался в плен, а затем отдал приказ о капитуляции личному составу объединения. В листовке под названием "Генерал Мюллер поступил разумно" был помещен его портрет, а также фотокопия приказа с факсимиле. Уже 9 июля 2 тыс. человек сдались в плен, а в целом приказу генерала из 33 тыс. окруженных последовало 15 тыс. военнослужащих.

Из Корсунь-Шевченковского котла вышли 55 тыс. солдат и офицеров с листовками, призывавшими к сдаче в плен, написанными генералами Зейдлицом и Корфесом.

С целью склонения военнослужащих противника к сдаче в плен получил дальнейшее развитие и такой способ информационно-психологического воздействия как обратный отпуск военнопленных. В случае безысходного положения частей противника и низкого боевого духа его войск использование такого способа было весьма эффективным. Так, если в январе 1943 года из состава 96-й дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых смогли вернуться только пятеро, приведя с собой 312 военнослужащих противника, то в мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окруженного гарнизона г. Бреслау, приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника. Учитывая необходимость быстрой засылки военнопленных через линию фронта, командование 2-го Белорусского фронта в 1945 году издало приказ, разрешавший всем офицерам в должности командира взвода и выше, не дожидаясь разрешения вышестоящего командования, засылать военнопленных в тыл противника с задачей агитации за сдачу в плен.

В ходе второй мировой войны появилась и активно использовалась так называемая "черная пропаганда", т.е. такой вид пропаганды при ведении которой принадлежность ее источника приписывается оппозиции или группам сопротивления в рядах противника. Классический пример ведения черной пропаганды - деятельность радиостанции под руководством англичанина С. Делмера. Он выступал в роли старшего германского офицера и через радиостанцию, якобы расположенную в лесах Тюрингии, ежедневно обращался к немецким военнослужащим с размышлениями о положении на фронте и в Германии. С целью придания содержанию радиопрограмм объективности он критиковал как фашистских руководителей, так и западных лидеров.

Радиоканал был настолько хорошо замаскирован, что даже в американской разведке некоторое время его принимали за истинный.
Немцы для ведения черной пропаганды использовали три радиостанции, якобы вещавшие с территории Великобритании. Одна станция называлась "Радио Каледонии" и вещала от имени шотландских националистов против Англии. Другая носила в своем имени название "рабочая" и представляла мнение левых сил. Третья называлась "Новое Британское Радиовещание" и готовила новостные передачи в духе Би-би-си.

Одним из важнейших элементов "черной" пропаганды является распространение слухов. С помощью слухов решались задачи по дискредитации военно-политического руководства, деморализации населения и военнослужащих, дезинформации и т.д. Например, в ходе "странной войны" во Франции в 1939-40 гг. заблаговременно заброшенная гитлеровская агентура с помощью слухов о неминуемом военном поражении и преднамеренно имитируемого панического поведения создавала среди французского населения панику в больших масштабах, что привело к полной панике.

Игорь Панарин, Panarin.com