До конца года на всех станциях Харьковского метрополитена вместо касс появятся автоматы, «продающие» жетоны и «пополняющие» бесконтактные карты.

Чиновники заверяют, что данная система успешно применяется во многих странах мира, а вот на территории СНГ впервые будет внедрена именно в Первой столице.

В среду, 9 сентября, чиновники и журналисты опробовали технические новинки на станции «Советская». Оказалось, что автоматы принимают купюры достоинством в 1, 2, 5, 10 гривен и монеты по 50 копеек, но сдачу дают исключительно «мелочью». 

— Удобно, доступно, — делится впечатлениями мэр Михаил Добкин. — На мой взгляд, это первый шаг к созданию единого проездного билета в Харькове. Имея такую карту, человек сможет пользоваться любым видом городского транспорта. 

Чиновники не скрывают, что в ближайшее время метрополитен ожидает не только техническое переоснащение (к примеру, планируется установить новые турникеты, которые не бьют по ногам, как нынешние), но и другие изменения. В течение ближайшей недели автоматы будут установлены на «Советской», а до конца месяца еще 60 машин появятся и на других станциях. Закончить техническое перевооружение планируют до 1 декабря. 

— Более того, с 1 октября по 1 декабря в вестибюлях станций начнут работать пункты одного из банков, которые будут выдавать персональные карточки для всех льготников, — рассказал директор Департамента транспорта и связи Евгений Водовозов. — Детей до семи лет и приезжих льготников будет проводить через турникеты дежурный по станции по служебному проездному. 

— Срок действия такой карточки — пожизненный, — добавляет начальник Харьковского метрополитена Сергей Мусеев. — Если же она придет в негодность или потеряется, можно будет обратиться с заявлением и поменять или получить новую. Карточка будет именной, с фотографией. Более того, банк на этой карточке по желанию пассажира сможет размещать какие-то средства — пенсию, зарплату. 

Руководство города заверяет, что внедряемые электронные карты позволят не только посчитать, но и персонифицировать льготников и на основе этой информации юридически обоснованно требовать от государства полного возмещения стоимости их проезда. А со временем, после приема в коммунальную собственность, обеспечить льготный проезд и школьникам (по примеру «Горэлектротранса»). 

По словам чиновников, отказ от «кассового» хозяйства сулит метрополитену около 15 млн грн экономии в год. Руководство метрополитена обещает, что 300 кассиров от нововведений не пострадают, так как будут переведены на другие рабочие места. Кстати, какое-то время кассы и автоматы будут работать параллельно. Причем первые два месяца на станциях будут дежурить консультанты, которые разъяснят и покажут пассажирам, как работает новая система.

А где же деньги?
Городской голова Михаил Добкин: 

— На счетах казначейства денег на строительство метро нет. Я вам говорю это абсолютно официально, потому что каждый день интересуюсь: есть ли деньги?
Все деньги будут освоены, а если по какой-то причине не успеем освоить на строительные работы, то будет закуплено специальное оборудование. 

Мы хотим вернуть на работу Анатолия Кравчука, который владеет достаточно большим объемом информации по строительству метро, чтобы он вместе с нами восстановил все работы, которые сегодня заморожены. Насколько мне известно, тендер на строительство метро выиграла компания «Тоннельстрой». Мы будем проводить совещание, встречаться с руководителем этой компании, увидим их возможности, в том числе и финансовые, потому что одно из требований, которое будет поставлено компании, — это финансирование в размере 10-25 млн грн. из собственных оборотных средств, чтобы у нас не было кассовых разрывов.