В кресле мэра полковник запаса Владимир Шумилкин уже четвертый год — в марте 2002 года он был избран городским головой города Харькова. Поэтому и вопросы харьковчан на «Прямой телефонной линии» были не о политике, а о реальной жизни и проблемах города.

— Добрый день, Владимир Андреевич! Вас беспокоит Нина Александровна — старшая дома № 52 по улице Блюхера. Во-первых, хочу поздравить вас с праздником — Днем защитника Отечества. Теперь к делу. В нашей 16-этажке с апреля прошлого года очень остро стоит проблема работы лифта. Куда я только не обращалась! Нам все обещают, но ничего не делается. Грузовой лифт стоит уже семь лет. А пассажирский ездит от случая к случаю. Мы сами собирали деньги, меняли детали. Фактически ходим пешком.
— Спасибо. Хочу вам назвать несколько цифр. У нас в 2002 году не работало порядка 230-250 лифтов. Сегодня — до 90 лифтов в сорока подъездах. Я думаю, в ближайшей перспективе мы обеспечим работу лифтов во всех подъездах. И начнем работать над тем, чтобы там, где их два, работали оба.
— Вопрос из письма читательницы Марининой М. В., проживающей по улице Балакирева, 20: «По улицам города, который по праву считается культурным и научным центром, интеллектуальной столицей, разъезжает троллейбус (маршрут № 12, заводской номер 666), весь разукрашенный голыми женщинами в различных позах…»
— Значит, есть предложение, наверное, закрасить троллейбус или одеть женщин… У нас существует следующая практика. Собственники имеют право размещать любую рекламу. Мы также являемся собственниками имущества, которое находится в оперативном управлении коммунального предприятия «Горэлектротранс». Очевидно, размещая рекламу, «Горэлектротранс» не очень задумывается над ее содержанием. То есть они учли экономическую сторону вопроса, а содержательную — не очень. Поэтому мы им порекомендуем убрать то, что смущает взгляд харьковчан. Нам не все равно, как наше коммунальное предприятие зарабатывает деньги. Мы будем зарабатывать только тем способом, который не вызывает возражений и возмущения у людей.
— Меня зовут Георгий Васильевич, проживаю на Алексеевке. Более пяти лет ежедневно пользуюсь 221-м маршрутным такси. Водители умудряются набивать в «Газель» по семь стоячих мест! График (интервал в четыре минуты) не выдерживается. На Южном вокзале маршрутку надо ждать по 15-20 минут, а на других такси очереди маленькие. У меня пожелание: пустить новые машины типа «Богдан», которые обслуживают 78-ю маршрутку, на наш маршрут — туда, где они более нужны. Потому что «Газелью» не перевезешь толпу в 200-300 человек.
— Георгий Васильевич. Я полностью разделяю вашу точку зрения. Первую задачу, которую мы перед собой поставили, — заставить перевозчиков поменять почти весь подвижной состав на новый, — мы выполнили. Вспомните, не так давно мы видели, как по Сумской старые ЛАЗы ездили. Мы создали больший комфорт для пассажиров и обеспечили безопасность перевозок. Вторая задача, которую мы перед собой ставим, — поменять структуру транспортных средств на всех маршрутах. Теперь мы будем убирать «Газели» и увеличивать количество автобусов большей вместимости. Уже создано даже специальное предприятие для этого контроля.
— Второй вопрос на тему культуры в городе. Рядом, в 40 километрах находится российский город Белгород. Когда-то это был очень старый, грязный, неприглядный городишко. Тем не менее сейчас там существует закон: за матюки в общественном месте — очень солидный штраф, за грязь на улице или распитие спиртных напитков — штраф. Недавно был в Днепропетровской области, в городе Кривой Рог, там аналогичная ситуация — город зеленый, чистый, на базаре люди в белых халатах и нарукавниках. Очень многое зависит от местных властей.
— Да, в России Дума приняла закон, запрещающий распитие спиртных напитков в общественных местах. И мы будем стимулировать этот процесс всеми доступными нам средствами.
— Это Олег Вадимович. Неужели нельзя было не повышать тарифы перед выборами?
— Тут такая ситуация. Существуют политические интересы и профессиональная ответственность. И когда смешивают эти две вещи, то получаем то ЖКХ, которое мы сейчас имеем. Его политизировали за 70 лет, и сегодня страшней системы для жильцов и для собственников жилья, чем ЖКХ, у нас нет. Эта система не имеет ни запаса прочности, ни того кадрового обеспечения, которое может дать качественную услугу. И продолжать сегодня, в угоду политическим интересам, ничего не делать, продолжать ее разваливать, уже не просто безнравственно, а даже небезопасно. Таким образом, я решил в ущерб собственным политическим интересам, связанным с выборами, не отходить от правильного решения. Я понимаю, что мне это не добавит голосов, но зато я останусь в согласии сам с собой.
— Владимир Андреевич, на 7 канале появилась телепрограмма «Защита». Как вы относитесь
к такому ее персонажу как пан Болтушкин?

— Авторы этой программы предполагали, что я должен был включиться в полемику. Тем самым признав, что это как бы пародия на меня. Даже Евгений Петрович, тонкий политик, когда его спросили, ответил: да, смотрю, забавно, что-то мне это напоминает. То есть существует задача, чтобы я вступил с ними в полемику. Но я одно хочу сказать: те, кто смотрит эту передачу, должны проанализировать несколько фактов. Она появилась в эфире, если не ошибаюсь, на второй день после начала регистрации кандидатов на должность городского головы. Я вас уверяю, она закончится ровно 24 марта. И этой передачи больше не будет. Ее готовят российские журналисты, которые до этого работали в Нижнем Новгороде, Иваново, Калининграде. То есть это гастролеры, которые появляются там, где проходят выборы. Им платят черные деньги, и они делают черную работу. И это их профессия, их мораль. И, кстати сказать, такова же мораль тех, кто заказывает эту передачу. Нельзя быть аморальным перед выборами, и стать моральным после выборов. Для меня совершенно очевидно, что это выборные технологии.
— Меня зовут Людмила Антоновна Подгорная. Скажите, планируется ли строительство метро на Рогани?
— Обязательно планируется. Но у нас сегодня вот какой момент. Нам нужно разобраться: все-таки направление будет на Северную и Восточную Салтовку или на Одесскую и Рогань? То есть фактически однозначно я могу сказать: на Рогани в конечном счете метро будет. В то же время моя точка зрения состоит в следующем. Должна существовать последовательность: нужно исходить из плотности населения, живущего в соответствующем микрорайоне. Если исходить из этого принципа, то, скорее всего, строительство начнется с Северной и Восточной Салтовки. Хотя мы дали команду «Харьковметропроекту», чтобы они представили расчет и рекомендации. Будем ждать эти расчеты, на их основе примем решение.
— Меня зовут Александр. Вижу, как реконструировали проспект Ленина, как строится улица Шевченко. А когда будут ремонтировать придомовые дороги, тротуары?
— Правильный вопрос, Александр. С прошлого года средства, направляемые на ремонт дорог, мы начали «разбивать» на две части: одну треть — на ремонт пешеходных дорожек и внутриквартальных дорог, а две трети — на ремонт магистральных дорог. То есть если раньше вообще этим не занимались, то сейчас мы определили норматив — какая доля будет направляться на ремонт внутриквартальных дорог и пешеходных дорожек. Таким образом, мы теперь будем планово, микрорайон за микрорайоном, наводить порядок с внутриквартальными дорогами. И будем стараться, чтобы эти суммы были каждый год больше.
— Владимир Андреевич, что вы будете делать с теми, кто не очищает дороги внутри дворов? Невозможно же проехать!
— Да, мы эту тему обсуждали. С одной стороны, максимально будем спрашивать с тех, кто обязан это делать. Ну а в основном нужно, конечно, доукомплектовывать все службы людьми и техникой. Чтобы они были способны качественно решать эту задачу. Я четко понимаю, что нынешние возможности коммунальных предприятий недостаточны для того, чтобы качественно решать эту задачу.
— Владимир Андреевич, у меня один маленький вопрос, который портит жизнь всем харьковчанам: огромные непроходимые лужи на тротуарах, фонтаны брызг от колес проезжающих машин, грязный тающий снег, который никто не убирает, угрожающе нависающие над головой сосульки. И полное отсутствие дворников. Что делать нам, пешеходам?
— Сегодня в среднем укомплектованность соответствующими работниками жилищных организаций уже меньше половины, то есть меньше 50%. Мы уже перешли в ту фазу неукомплектованности, которая катастрофически отражается на качестве услуги. Чтобы на таких больших площадях убрать снег, нужно огромное количество людей.
— А техника? — А откуда техника? Ее нет. У нас сегодня погрузчиков для снега до десятка в городе. То есть в каждом районе у нас в ДЭУ или ЖЭУ всего лишь по одному погрузчику. А город — площадью 300 квадратных километров. В прошлом году мы впервые из средств займа приобрели 130 единиц техники. Но жилищникам достались единицы техники, в основном она ушла к дорожникам, а также в предприятие «Горсвет» (у них не хватает вышек, чтобы менять лампочки) и в «Зеленстрой» (мы начали программу по уборке пухонесущих тополей). Таким образом, сегодня оснастить более 150 ЖЭКов необходимой техникой для уборки снега невозможно. У нас на весь город — с десяток небольших ручных устройств, и все, но это больше экзотика, а не инструмент труда. Таким образом, укомплектованность — меньше половины, техническая оснащенность — нулевая, а следовательно, способность решать проблему тоже приближается к нулю. Получается замкнутый круг. Люди совершенно обоснованно не удовлетворены работой жилищников. А жилищники совершенно обоснованно считают, что им не платят за их труд. Средняя зарплата у них — всего 430 гривен в месяц.
— А можно ли сделать так, чтобы субъекты предпринимательской деятельности хотя бы около своего офиса или магазина убирали от снега и льда хоть небольшой участок? Заставить их или попросить…
— Мы должны действовать в рамках закона. Там сказано: если хозяйствующая структура заплатила налоги, то никаких других отношений с властью, кроме договорных, быть не может.
Личное дело
Шумилкин Владимир Андреевич — городской голова города Харькова с марта 2002 года.
Родился 12 мая 1959 года в с. Малые Ичалки Ичалковского района Мордовской АССР. Образование высшее. В 1981 году окончил Харьковское высшее военное командное училище им. Крылова (ХВВКУ), в 1997 году — Национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого, в 1999 году — Украинскую академию государственного управления при Президенте Украины. В 1981-1990 гг. служил на офицерских должностях в ХВВКУ им. Крылова. Полковник. Кандидат технических наук. Член-корреспондент Академии прикладной радиоэлектроники. Имеет около 100 научных работ и 15 изобретений. В 1990-2000 гг. — председатель Дзержинского районного совета в г. Харькове. В январе 1991 года совмещал эту должность с обязанностями председателя райисполкома. В 2000-2002 гг. — заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации. В марте 2002 года избран Харьковским городским головой.
Женат, имеет двух сыновей — 1982 и 1985 г. р. Супруга занимается бизнесом. Старший сын — экономист, учился в Лондоне, работает в крупнейшей в Европе компании: «очень высокооплачиваемый эксперт». Младший сын учится в Лондоне. «Для меня важно, что всего, чего они достигли, они достигли сами. Это принципиально важно. Я думаю, что он получит определенную практику в этой области, и она будет очень полезна и для нас». Хобби — чтение, спорт.