Неадекватность реакции в некоторых исламских странах из-за карикатур на пророка Мохаммеда признают сами мусульмане.

Харьковские мусульманские общины однозначно осудили появление изображений пророка в европейской прессе, но при этом призвали не допускать агрессии в отношении кого бы то ни было. Напомним, одна из датских газет еще в конце сентября прошлого года опубликовала статью о том, что художники-карикатуристы отказываются иллюстрировать проблемы, связанные с исламом, так как боятся мести со стороны мусульман-экстремистов, и поэтому газета организовала проект — серию из 12 карикатур. Когда волна протестов прокатилась по исламскому миру, европейские газеты приняли решение продемонстрировать солидарность с датчанами и норвежцами и перепечатали скандальные рисунки.
Карикатуры в европейских газетах вызвали не просто протест, а волну беспорядков — погромы посольств, убийства невинных людей и, в целом, обострение противостояния двух цивилизаций. Мусульмане, которые проживают в Харькове, тоже против таких публикаций, но даже в самом резком по форме заявлении общины «Нур-Азербайджан», где выражается «гневный протест» и звучат требования извинений, призывов к активным действиям нет.
Мусульмане сами признают: вред от карикатур на пророка и реакция на них в исламском мире — несоизмеримы. Даже оскорбление не может оправдать агрессию.
Рашид Брагин, председатель мусульманской общины г. Харькова: «Такое несоразмерное выражение негодования в виде поджога посольств, атаки представительств, оно тоже не вызывает у нас одобрения».
По крайней мере, харьковские мусульмане точно определились — никакой агрессии быть не должно. И подтвердили это на встрече с представителями областных властей.
С другой стороны, агрессивная реакция в исламском мире на карикатуры почти через полгода после их публикации все же укрепляет мысль, что конфликт искусственно поддерживали и раздули некие заинтересованные силы. Ситуацию из морально-этической области перевели в плоскость политическую. Борьба датской газеты за свободу слова, как говорят теперь сами датчане, была выдана за непонимание европейской цивилизацией исламских ценностей, высмеивание религиозных чувств мусульман, представление их веры как нецивилизованной.
Впрочем, не все коллеги датских газетчиков рискнули бы отстаивать право на свободу слова таким способом. Уж очень тонкие здесь материи, которые реально касаются религиозных убеждений миллионов мирных мусульман.
Тем не менее ислам как религия постепенно превращается в оружие, которое, как доказывает конфликт, используется не всегда к месту. Хотя и приносит плоды тем, кто заинтересован в его использовании. Ведь каковы бы ни были цели появления карикатур на пророка в европейской печати, Европе в итоге пришлось извиняться. Последовали отставка итальянского министра, увольнения редакторов газет и закрытие самих печатных изданий в нескольких странах. И защитникам свободы слова тоже, наверное, придется признать, что абсолютной свободы все же не бывает.