Интернет в этом году впервые может обогнать радио по объёмам рекламных сборов – 131 млн грн против 130 млн грн, отмечает исследовательская компания Cortex в своём последнем отчёте.

Рынок радиорекламы с начала года упал на 50%, тогда как интернет оказался единственным медиа, показавшим рост в этом году, говорят участники рынка, пишет "КоммерсантЪ-Украина".

Объём рынка интернет-рекламы по итогам года достигнет 131 млн грн (+25% к 2008 году), говорится в опубликованном на днях отчете исследовательской компании Cortex (входит в крупнейшую рекламную группу в Украине Publicis Groupe Ukraine). Таким образом, интернет впервые занял четвертое место среди сегментов медиарекламы после ТВ, прессы и наружной рекламы, обогнав радио на 1 млн грн. По итогам года рынок радиорекламы снизится на 35%, прогнозируют в Cortex.

Участники рынка связывают падение рынка радиорекламы с общим сокращением клиентами маркетинговых бюджетов в этом году. "На радио такое же падение, как и в других медиа",– отмечает председатель правления "Тавр Медиа" ("Русское радио Украина", "Хит FM" и Kiss FM) Игорь Чернышов.

"Клиенты крайне мало рекламировались первые три-четыре месяца этого года",– поясняет гендиректор ТРК "Люкс" (радио "Люкс FM") Роман Андрейко. Бюджеты сократили такие крупнейшие категории рекламодателей, как мобильные операторы и банки. "Радио всегда было непросто конкурировать с другими СМИ, особенно когда другие медиа необоснованно снижали цены",– отмечает коммерческий директор радиогруппы "Украинский Медиа Холдинг" Елена Малышко.

Так, продавцы телерекламы в начале года снизили цены на 40%, а наружная реклама весной подешевела в четыре-пять раз, утверждают в медиаагентствах. Пропорционально были вынуждены снизить цены и радиокомпании. "Помимо традиционных скидок на объём закупленной рекламы, которые могут достигать 70%, по некоторым предложениям мы давали дополнительный дисконт в 20-30%",– говорит Андрейко.

В результате уже по итогам I полугодия падение рынка радиорекламы составило 50%, отмечает директор по региональному развитию радиокомпании "Гала" Сергей Денисенко. Впрочем, во втором полугодии радиостанции ожидают роста продаж. "Рынок ожил в июле, у нас даже были случаи, когда мы отказывали рекламодателям в размещении, потому что весь эфир был распродан",– вспоминает Андрейко. По его словам, с ноября радиостанция планирует повысить цены на 20%.

Интерес же рекламодателей к интернету участники рынка объясняют дешевизной проведения в нем рекламных кампаний. "В интернете рекламную кампанию можно провести начиная с 5 долл",– говорит исполнительный директор Украинской ассоциации интернет-рекламы Андрей Заблоцкий. А средняя стоимость рекламной кампании на радио составляет 1-2 тыс долл, добавляет Игорь Чернышов.

"Мы уже два года не размещаемся на радио. Во-первых, нас не устраивает статистика по аудитории, а во-вторых, по нашему мнению, цены на радиорекламу несколько завышены",– говорит директор по маркетингу "Украинских радиосистем" (TM Beeline) Антон Володькин. "Тренд этого года – появление крупных FMCG-производителей в интернете",– отмечает Заблоцкий. По оценкам сейлз-хауса FISH, доля FMCG-компаний в структуре расходов на интернет увеличилась с 2% до 10%.

В росте популярности рекламы в интернете нет ничего удивительного – подобным образом несколько лет назад развивался рынок многих европейских стран, например Швеции и Польши. "Там интернет сначала обогнал газеты, а потом, благодаря росту проникновения до 80-90%, и радио",– говорит Андрейко.

Напомним, ранее сообщалось, что крупные компании начали чаще использовать рекламу в интернете. Первыми рекламные бюджеты в пользу интернета перераспределят автодилеры, на очереди банки и страховщики, мобильная связь и электроника.

Первой крупной компанией, заявившей о пересчёте рекламных затрат в пользу интернета, стала Procter&Gamble.

"Расходы на телерекламу в будущем году будут сокращены на 20-40%, на другие медиа – ещё сильнее. Интернет - единственный канал, на котором мы не только не будем экономить, но и, возможно, увеличим финансирование", - заявила в интервью "Телекритике" руководитель отдела корпоративного маркетинга P&G Ольга Козырева.

Свою заинтересованность в интернете представитель P&G объясняет тем, что это единственный рекламный носитель, через который можно достичь определённых целевых аудиторий, например, мужчин и подростков.