Социологические опросы накануне выборов становятся мишенью, в которую стремятся запустить грязью те, кому эксперты «посчитали» маленький (по мнению самих запускающих) кусок электорального пирога, и объектом для написания од от тех, кто получил приятный результат. Такое отношение отечественная социология заслужила «благодаря» разнообразным конторам типа ООО «Пупкин и сыновья», создаваемых за несколько месяцев до выборов и рисующих заоблачный рейтинг какой-нибудь «своей» партии. Для серьезных социологических служб первый же раз клепать «заказуху» означает и последний — точно так же, как саперы могут совершить единственную в своей карьере ошибку.

Украинский центр изучения общественного мнения «Социоинформ» и Всеукраинская социологическая служба работают на рынке исследований электоральных предпочтений граждан Украины не первый год и имеют в своем багаже не одну тысячу исследований. Их самые свежие опросы состоялись приблизительно в одно и то же время («Социнформ» исследовал мнения 1800 респондентов с 8 по 17 февраля, Всеукраинская социологическая служба опросила 2250 соотечественников с 9 по 16 февраля), и по результатам, полученным социологами, можно делать достаточно точные прогнозы.
Итак, согласно «социноформовской» цифре, 72% опрошенных интересуются в значительной или в большой мере ходом избирательной кампании. По сравнению с прошедшими в 2002 году выборами в Верховную Раду показатель заметно вырос, что свидетельствует о росте политического сознания сограждан, большинство из которых, будем надеяться, поняли, что требовать что-либо от власти можно лишь после визита на избирательные участки.
Квотная, а не маршрутная выборка была избрана Всеукраинской социологической службой для того, чтобы максимально увеличить анонимность опроса. Ведь как показывает практика предыдущих исследований, особенно в ходе президентских кампаний 1999-го и 2004 годов, многие респонденты «прятались» за пунктом «затрудняюсь ответить». Результат Службы в определенном смысле совпадает с выводом «Социнформа»: политическая самодисциплина у граждан растет, и посетить 26 марта кабинки с урнами планируют 86% респондентов.
Когорта лидеров, очевидно, установилась уже окончательно. Согласно Всеукраинской социологической службе, это Партия Регионов, за которую в феврале проголосовали бы чуть больше 20% опрошенных (показатель несколько снизился по сравнению с январским опросом), несколько уменьшилось и число представителей бывшего «оранжевого лагеря»: за «Нашу Украину» готовы голосовать 15%, за Блок Юлии Тимошенко — 14,9% респондентов. Немного ухудшились электоральные симпатии к коммунистам и Народному Блоку Литвина — соответственно 6,3% и 7,2% в феврале против 6,9% и 7,8% в январе, и заметно ослабли позиции социалистов — падение с 10,4 до 7,7%.
Цифры от «Социнформа» коррелируются (пропорционально) с вышеприведенными. Партия Регионов — 26,82%, Блок «Наша Украина» — 19,35%, Блок Юлии Тимошенко — 16,67%, Народный Блок Литвина — 7,72%, Социалистическая партия — 7,09%, Коммунистическая партия — 4,79%, «Пора-ПРП» — 3,83%. Близки к заветным трем процентам «Народная оппозиция» Наталии Витренко и блок «Не Так». Региональные симпатии остаются неизменными уже не первый год: Партия Регионов крепко «держится» на Востоке и Юге, «НУ» и БЮТ — в Центре и на Западе.
В исследовании «Соц-информа» интересен еще один аспект. Общее количество респондентов, не уверенных до конца в своем выборе, составляет почти 25%. То есть за голоса каждого четвертого избирателя партиям и блокам еще можно побороться. Впрочем, гарантии того, что «не-уверенные» обретут уверенность ранее, чем войдут в кабинку для голосования, не даст никто.
Согласно данным «Социнформа», лидером народного доверия продолжает оставаться спикер Верховной Рады Владимир Литвин, в затылок украинскому миротворцу, всегда пребывающему над схваткой, дышит Александр Мороз, далее с большим отрывом разместились Виктор Янукович, Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко. Аналогичные показатели Всеукраинской социологической службы также благоприятны для парламентского спикера, интересно еще и то, что Литвину доверяют ровно в два раза больше, чем высшему законодательному органу, который он вот уже четвертый год заставляет работать. Не исключено, что популярности Народному Блоку добавляет и неплохая визуальная реклама, которую респонденты «Социнформа» поставили на четвертое место по привлекательности: «народники» обогнали и массированный вал рекламы «Не Так!», и гламурную розовость социалистов.
В общем, цифры интересные, и задуматься участникам электоральной гонки есть над чем. А 26 марта покажет что почем, ведь лишь цыплят считают по осени. «Парламентские» голоса украинцы считают по весне.