Минувший, 2005 год был для Южной железной дороги, как и для всей железнодорожной отрасли страны, непростым. И причина той почти катастрофической ситуации, в которой оказался железнодорожный транспорт, как отметил в пятницу на традиционном годовом совещании командного состава ЮЖД ее начальник Виктор Остапчук, — в той политике, которую проводило прежнее руководство Минтранссвязи и «Укрзализници» во главе с Евгением Червоненко и Зенко Афтаназивом.

По мнению Виктора Николаевича, главная цель, с которой эта команда пришла на железную дорогу, совершенно очевидна — выкачать из нее побольше средств. Так, за 2005 год «Укрзализниця» перечислила в бюджеты всех уровней 3,4 млрд. грн., что на 2 млрд. грн. больше, чем в 2004 году.
— Это сумасшедшая цифра, — подчеркнул Виктор Остапчук — Ведь тем самым была полностью «вымыта» финансовая система железнодорожного транспорта. Причем всего Минтранс перечислил в бюджеты 4 миллиарда гривен, то есть на все остальные отрасли приходится из этой суммы только 600 тысяч. И отправной точкой в политике прежнего руководства транспортной отрасли было повышение тарифов, чтобы выкачать деньги у олигархов. Но не нужно забывать, что за 15 лет независимости Украины вопрос повышения тарифов решался очень тяжело, прежде всего из-за невысокого уровня доходов большинства населения страны. При нашем покойном министре Георгии Николаевиче Кирпе тарифы повышались нечасто (в 2000 году — дважды, в 2001-м, 2003-м и 2004-м — по одному разу, а в 2002-м не повышались вообще), причем если это и происходило, то только для решения каких-то важных проблем. И решения по этому поводу всегда принимались коллегиально.
В результате непрофессиональной политики команды Червоненко и Афтаназива только Южная железная дорога недополучила в прошлом году более 40 миллионов гривен от остановленного плана по доходам. Лишь в августе, через четыре месяца после начала правления этих руководителей, на дороге восстановился прежний уровень грузопотока. Непродуманное решение «оранжевой» команды по выкачиванию денег из стальных магистралей оказало негативное влияние, если исходить из тех долгосрочных задач, которые стоят перед железнодорожным транспортом. Ведь без обновления подвижного состава и развития инфраструктуры не только невозможно дальнейшее развитие отрасли, но и возникает реальная угроза ее развала. А на обновление основных средств железнодорожного транспорта в 2005 году было выделено только 56% необходимых финансовых средств. В прошлом году, впервые с 1994 года, когда началась реализация государственной программы электрификации железных дорог Украины, на Южной не было введено ни одного километра новых электрифицированных участков. И потеря этого года, по мнению Виктора Остапчука, может дорого стоить. Ведь Южная дорога является транзитной магистралью, которая могла бы пропускать большие объемы грузопотоков, но самая низкая себестоимость перевозки— именно на электротяге. А пока «южане» не могут предложить клиентам из соседних стран более низкие тарифы, те просто уйдут на другие маршруты. А казна Южной недосчитается многих миллионов гривен.
— В прошлом году у нас произошел заметный «откат» по среднемесячной заработной плате, и мы переместились во вторую десятку. Мы стали себя чувствовать менее защищенными и уверенными, — отметил Виктор Остапчук. — Допустить этого в будущем нельзя. Поэтому весь наш трудовой коллектив должен быть одной командой. А управлять отраслью должны профессионалы.
Говоря о задачах на 2006 год, Виктор Николаевич назвал ключевой увеличение грузопотока, для чего необходимо формировать гибкую ценовую политику, установить четкое взаимодействие в работе железнодорожников со службами таможенного, ветеринарного, санитарного контроля, ускорить — там, где это нужно — пропуск транзитных грузов. А для увеличения отправки грузов необходимы конкретные предложения от руководителей региональных дирекций дороги по расширению числа клиентов. Железнодорожникам предстоит перестроить всю инфраструктуру, в частности на направлении Полтава — Киев, со скорости 160 км/ч на 250 км/ч, поскольку уже в этом году там начнутся испытания скоростного поезда «Пендолино» финского производства. Предстоит продолжение реконструкции станции «Купянск-Сортировочный» с перепрофилированием работы парков, строительство второго пути на перегоне «Преддонбассовская — Радьковские Пески» с устройством автоблокировки светофоров и стрелок, продолжить работы по переустройству поста электрической централизации на станции «Мерефа». Есть также задумка приобрести новые вагоны производства Крюковского завода и укомплектовать ими состав поезда «Харьков — Москва», придав ему статус международного. Запланировано создать в регионах обслуживания дороги 147 новых рабочих мест, хотя, исходя из поставленных перед ЮЖД задач, дороге сегодня не хватает 1700 работников. Поэтому в «Укрзализницю» направлено письмо с просьбой разрешить принять на работу хотя бы 1500 человек.
Будут построены и новые жилые дома для железнодорожников, в том числе 16-этажка по улице Малиновского в Харькове, а также пройдет реконструкция жилых домов по проспекту Гагарина, 306 и по улице Машинистов с привлечением на ее финансирование банковских кредитов. Сообщил Виктор Остапчук и о том, что дорога будет продолжать поддерживать свои спортивные команды. В частности, в харьковский «Локомотив» будут возвращены волейболисты, отданные в силу известных обстоятельств в аренду в другие клубы, чтобы уже в следующем чемпионате Украины команда вновь боролась за золотые медали, а в дальнейшем выступала в Лиге чемпионов. На всех узлах ЮЖД будут построены спортивные комплексы, а к майским праздникам планируется сдать в эксплуатацию вторую очередь Дворца игровых видов спорта «Локомотив» на Ивановке с гостиницей и рестораном. А в расположенном по соседству с ним плавательном бассейне в текущем году должна быть завершена реконструкция систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Продолжится также строительство лечебных корпусов в дорожных санаториях, расположенных в Миргороде и Евпатории, а во всех больницах ЮЖД до 20 марта должны быть приведены в порядок палаты для инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Начальник ЮЖД также заверил, что дорога будет и дальше поддерживать свои железнодорожные техникумы, а Украинской государственной академии железнодорожного транспорта готова выделить 5 млн. грн. на строительство общежития и на приобретение автотранспорта. Ведь дети и молодежь — это те, кому предстоит сменить сегодняшних железнодорожников.