Вряд ли хоть у кого-нибудь при виде мутной жидкости, которой потчует нас городской водопровод, возникает ассоциация с живой водой из сказки. Но оставим в стороне эмоции, которые неизменно возникают при виде пенящейся зловонной струи из крана. Лучше предоставим слово специалистам. На днях врачами областной санэпидемстанции, специалистами в области питания, учеными, изготовителями и поставщиками питьевой и минеральной воды Харькова и области был организован «круглый стол» «Вода и здоровье», на котором рассматривались вопросы безопасности питьевой воды, ее качества и влияния на здоровье людей.

О качестве воды, которая почему-то до сих пор именуется питьевой, говорить не приходится. Данные лабораторного контроля свидетельствуют о тенденции к ухудшению питьевой воды: пробы воды из коммунального водопровода далеки от нормы и по бактериологическим, и по химическим показателям. Кстати, ее качество по старинке регламентируется
ГОСТом более чем двадцатилетней давности, но существующие системы централизованного водоснабжения не в состоянии обеспечить гарантированного качества воды даже в соответствии с архаичными требованиями 1982 года.
В новых государственных санитарных правилах 1996 года установлены более жесткие требования к качеству воды, но без реконструкции существующих систем водоснабжения их выполнение остается утопией. Много лет главный санитарный врач Украины обращается к Кабинету министров с просьбой утвердить новый современный стандарт на питьевую воду, но тщетно, потому что достижение такого качества будет прежде всего не по карману самому потребителю.
Особенно медиков волнует то, что водопроводная вода дезинфицируется хлором. Установлено, что загрязненная хлорорганическими соединениями питьевая вода провоцирует до 75% заболеваний, среди которых пневмонии, гастрит, болезни печени, мочевого пузыря, прямой кишки, всевозможные аллергические реакции. При хлорировании образуются вещества, которые являются канцерогенами. В результате каждый, кто пьет воду из крана, становится жертвой хлора, и можно полагать, что использование последнего для обеззараживания воды совершенно не оправдано. Особенно если учесть, что хлор не всесилен: он справляется далеко не со всеми микроорганизмами, которые находятся в питьевой воде. Он не причиняет вреда спорам бактерий, не очень-то активен по отношению к вирусам, не вредит простейшим организмам. Поэтому, испив некипяченой водицы, за которую, кстати сказать, мы платим не так уж мало, можно подхватить вполне серьезные хвори — вирусный гепатит А, например. При проведении государственного санитарного надзора за объектами централизованного водообеспечения в прошлом году нарушения санитарного законодательства были обнаружены на каждом третьем объекте области. По обнаруженным нарушениям санитарного законодательства на объектах централизованного обеспечения наша область достойно занимает «чемпионское» первое место в Украине.
Каждый харьковчанин имеет право знать, что он пьет. Но что касается глобального изучения продукта, без которого не обходится ни один из нас, то наука, призванная заниматься его исследованием, сегодня загнана в угол: «Мы занимаемся исследованием воды в очень узком диапазоне ограниченного количества веществ — буквально нескольких десятков, — посетовал доцент кафедры общей гигиены и экологии № 2 Харьковского национального государственного медицинского университета Николай Сидоренко. — А химических соединений около пяти миллионов. Каждый год рождаются новые соединения, и они должны быть под контролем, потому что небезразличны для организма человека. Исследования должны проводиться, но — увы. Сейчас на науку не выдается ни копейки. А между тем, если не изучать механизм биологического действия определенного вещества, мы никогда не расшифруем, вызовет ли это вещество заболевание».
К качеству питьевой воды оказались неравнодушными все присутствующие на «круглом столе». Они отметили явное ухудшение воды, которая поступает к нам из открытых водоемов.
Николай Сидоренко сетует: «Человек привык все отходы сбрасывать в воду. 70% Харьковской области берет воду из Северского Донца. А к Северскому Донцу по всем показателям даже подходить страшно: река находится на втором месте по степени загрязнения в Украине. Водопроводные сети тоже добавляют свою лепту в загрязнение питьевой воды. Даже, казалось бы, защищенная подземная вода настолько загрязнена, что мы вынуждены все глубже и глубже уходить в землю, чтобы получить качественную питьевую воду».
Ситуация, которая сложилась в области с питьевой водой, способствовала развитию разных видов альтернативного водоснабжения. Что касается жидкости, которую врачи настоятельно рекомендуют каждому из нас употреблять по два литра в день, то все присутствующие сошлись во мнениях, что пить воду из коммунального водопровода не стоит. Медики отсоветовали ею даже умываться, чтобы кожа не постарела раньше времени. Посему использовать водопроводную воду рекомендовано исключительно лишь для бытовых целей (интересно, переименуют ли питьевую воду в бытовую и скажется ли это на уменьшении тарифов).
Все присутствующие на «круглом столе» высказались однозначно за необходимость альтернативного водоснабжения. Директор НИИ биологии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Анатолий Божков отметил: «Вода, без всяких сомнений, обеспечивает и качество жизни, и ее продолжительность. Если бы мы использовали благо, которое нам дает природа, — чистую воду, то у нас продолжительность жизни не была бы самой низкой в Европе. Это я могу утверждать абсолютно точно. Производители альтернативной питьевой воды помогают решить невероятно серьезную проблему. Я убежден, что альтернативное водоснабжение — а у нас это направление уже достаточно хорошо представлено по сравнению с другими городами — будет развиваться. И я думаю, что те, кто напрямую или косвенно участвуют в этом процессе, занимаются
благородным делом».
Доцент ХНГМУ Николай Сидоренко все же высказал мнение о необходимости контроля над качеством альтернативной воды: «Коммерсанты пекутся в первую очередь о доходах, поэтому мы всегда должны быть готовы к нарушениям с их стороны». Одну из важных задач санитарно-эпидемиологической службы Николай Александрович видит в обеспечении надзора за источниками, из которых берется вода для производства».
Тем не менее в области уже есть производители воды, заработавшие себе репутацию надежных. А медики полагают, что цена за качественную воду намного дешевле лекарств, которые придется купить тем, кто экономит на здоровом питании и питье.