Гость «Прямой телефонной линии» — Елена Маринушкина, заведующая областным центром практической психологии и социальной работы Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования, психолог-методист.

Дитя бывает кусачим 


— Здравствуйте, Елена Евгеньевна. Меня зовут Татьяна. Если позволите, у меня к вам несколько вопросов. Когда я прихожу с работы, моя трехлетняя дочь при встрече очень больно меня кусает. Как мне реагировать на ее укусы? 
— Абсолютно точно ребенку нельзя разрешать это делать: такие проявления — это выражение агрессии. Нужно отстранить ребенка и, глядя ему прямо в глаза, строго сказать: «Так делать нельзя. Мне больно. Если ты специально хочешь сделать мне больно — скажи за что, что я тебе сделала». 

— И еще, если можно, вопрос. Время от времени дочь рисует только черными красками, черным цветом закрашивает даже солнышко. Что это может означать? 

— В классической психологии пристрастие ребенка к черному цвету говорит о том, что в его душе происходят негативные процессы. Если чадо предпочитает черный цвет — это может быть, например, признаком его подавленности, депрессии. На такие цветовые предпочтения нужно срочно обратить внимание и обратиться к специалисту. 

— Добрый вечер, Елена Евгеньевна. Моему сыну четыре года. Мне хочется отдать его в бассейн, начать учить живописи, музыке, иностранным языкам. Не отразится ли посещение такого количества секций и кружков на его душевном комфорте? 

— В первую очередь нужно выяснить, хочет ли ребенок и плавать, и музицировать, и рисовать, и учить английский. Или это только мамино убеждение, что ребенка нужно развивать — причем чем больше, тем лучше. Если ребенок плачет, не хочет заниматься тем, что предлагает ему мама, если у него снижается тонус, возможно, для него столько занятий — непосильная ноша. Важно и то, чего ждет от этих занятий сама мама. Если она просто приводит ребенка развлечься, поиграть, покататься на лошадке — пожалуйста, на здоровье. Но если она настроена на результат и успех — мне жаль этого малыша. 

К первокласснику с уроками лучше не приставать

 

— Добрый день. У нас в семье проблема. Ребенок пошел в первый класс, но совершенно не хочет учиться. Хотя учитель не задает нам уроки на дом, я пытаюсь позаниматься с сыном, а он наотрез отказывается писать крючочки, палочки, учить буквы. 

— Ну и правильно делает. Он устает в школе, и после трудового дня ребенку нужно отдыхать: гулять, общаться. Дома с ребенком лучше рисовать, лепить, играть в спортивные игры — то есть заниматься тем, чего он не делает на уроках. Я понимаю родителей, которые очень тревожатся, чтобы ребенок был готов к следующему дню и хорошо себя проявил в школе. Взрослые думают, что, занимаясь с первоклассником дома, они делают доброе дело, а получают обратный эффект: у школьника пропадает учебная мотивация. Не знаю, обрадовал вас мой ответ или нет. 

— Не очень. А можно ли позаниматься с ним в игровой форме? 

— Если вам хочется помочь ребенку — нужно находить способы, которые вообще не повторяют школу. В помощь родителям есть очень много литературы с игровыми заданиями. Рисуйте с ним загогулинки, спрашивайте у ребенка, на что они похожи. Можно выпекать загогулины из теста или весело писать крючочки друг у друга на спине. Главное — не превращать игры в еще один учебный процесс. И стоит помнить: если игра будет принудительной — у ребенка выработается иммунитет и против нее. И спасибо вашей учительнице, что она не задает первоклассникам домашние задания — это правильно. 

Хотели спокойного, а получился буйный

 

— Добрый день. Меня зовут Лариса. Мы с мужем оба очень спокойные, размеренные, а ребенок получился какой-то слишком уж подвижный. Пробуем изменить его буйный характер, но что-то не очень получается. 

— Родителям нужно понимать, что их ребенок таков, каким он родился. С чем-то в характере ребенка они могут соглашаться, а что-то может и не нравиться. Иногда у родителей бывают очень сильные внутренние конфликты, когда они ждали одного, а получили другое. Допустим, хотели общительного ребенка — а он не очень коммуникабелен, хотели спокойного — а он буйный, ждали послушного — а он во всем противоречит. Родители начинают менять характер ребенка. Особенно страшно, когда они пытаются вмешиваться в природу: хотят исправить темперамент. Нужно понимать: кроме сходства между родителями и их детьми, всегда есть различия, и их нужно уважать. Прислушиваться к тому, в чем нуждается ребенок, а ему необходимы поддержка, любовь, ласка. Зачастую родители твердо стоят на позиции: «Я все сделал для того, чтобы он родился таким, как я хочу, и его нужно обязательно изменить». Очень важно, чтобы мамы и папы сначала задали вопрос себе: «А что я могу/готов сделать, чтобы мой ребенок не был таким? В чем я готов измениться?» 

Почему он прилип к мобильному телефону? 



— Мою 15-летнюю внучку по пять-шесть часов невозможно оторвать от телефона: постоянно болтает с друзьями. Правда, компания у нее неплохая, но от многочасовых разговоров страдают уроки, да и к вузу пора готовиться. 
— К сожалению, подросткам часто кажется, что у них все получится, и они не очень задумываются о том, что сейчас нужно потрудиться для своего будущего. Мягко, но настойчиво нужно напоминать подростку, что учиться все-таки необходимо. Что касается разговоров по мобильному телефону — к сожалению, не одна ваша внучка ими увлечена. В последнее время даже установлено такое явление — зависимость от мобильного телефона. 
Кроме того, подростковый возраст — период активного общения с ровесниками, единомышленниками. Это очень важный момент в жизни подростка. Если он встречает группу ровесников, которые с ним считаются, если в их компании он чувствует себя как рыба в воде — это для него очень значимо. Считайте, что подростковый возраст он проживает так, как нужно. Важно, чтобы эта группа не была деструктивной, асоциальной и не разрушала его личность. А чтобы подросток не посвящал себя общению в ущерб учебе, родители должны ограничить время, отводимое для общения по телефону или игр на компьютере. При этом очень важно находить компромисс, не запрещать, а условиться: «Давай распределим время так, чтобы и тебе было удобно, и мы за тебя не переживали». 

— Здравствуйте, вам звонит Ирина Анатольевна. Скажите, пожалуйста, как завоевать авторитет у подростка? 

— Чтобы завоевать авторитет у подростка, необходимы две вещи. Самое главное — уважать его. Кроме того, подростки очень ценят, если с ними искренни, честны. А еще для подростка важно, чтобы вы уважали его увлечения, но при этом у вас тоже должны быть собственные мировоззренческие ценности, интересы, хобби. 

— А что лучше — соблюдать в отношениях с подростком дистанцию или придерживаться панибратских отношений? 
— Панибратство — это заигрывание: когда родители хотят быть всегда хорошими, добренькими и делают все, как нужно подростку. А дистанция предполагает, что в отношениях вы находитесь сверху. Поэтому — ни то, ни другое. Самый важный момент в отношениях с подростками — позиция на равных: равные условия, равные возможности, равные права. 

Дети стали «моложе»

 

— Здравствуйте, Елена Евгеньевна. Меня зовут Алла Михайловна. Говорят, что у нынешних детей становится больше отклонений в психике. Это правда? 

— Меняются условия жизни, и все, что происходит в мире — развитие экономики, социума, прогрессивных технологий — естественно, отражается на детях. Дети действительно стали более чувствительными, у них чаще бывают разлады психики, появляются более ранние соматические заболевания, связанные с их психическим состоянием. Есть данные, что детей с задержкой психического развития в последние десятилетия все больше. Они становятся более свободными, раскованными, менее сдержанными: труднее управляют собственными психическими процессами. 

Кроме того, сейчас расширился и детский возраст. Мальчики кажутся взрослее, мужественнее, а девочки раньше становятся женственными. Но что касается социальной зрелости, они сильно уступают поколению их ровесников двадцать-сорок лет назад. Подростки могут заниматься сексом, но даже не представлять, что в результате может случиться оплодотворение. Сейчас в сознании школьников происходит явный разрыв между знаниями, полученными в школе, и реальной жизнью. 

А сетовать на то, что дети становятся хуже, не стоит, потому что так развивается человечество. На изменения в детской психике нужно обращать внимание и не пытаться прежние требования, формы обучения, воспитательные приемы применять к сегодняшнему дню. Нынешним детям учиться в школе стало гораздо труднее: увеличился объем информации, гораздо быстрее нужно усваивать учебный материал. Это губительно сказывается на детях: они не в состоянии удержать у себя в голове весь объем информации, который необходим для успешного оценивания. 

— Добрый день, Елена Евгеньевна. Меня зовут Виктор Петрович. Скажите, как оградить ребенка от современных аморальных веяний, дурного влияния телепередач, специально созданных, чтобы разложить нашу молодежь? 

— Можно ли сделать мир другим? Скорее всего нет, а вот влиять на некоторые процессы можно — своим житием-бытием. В мире всегда есть борющиеся противоположности. Важно, наверное, не столько говорить детям, что такое хорошо, а что такое плохо — важнее научить их уважать себя, чтобы они осознавали свою ценность. Я точно знаю, что когда человек себя ценит, он будет оберегать себя от всего, что может повредить.

Личное дело

Маринушкина Елена Евгеньевна — заведующая областным центром практической психологии и социальной работы Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования, психолог-методист. Родилась в г. Харькове 24 января 1959 г., училась в школе № 37, в 1981 г. закончила теоретическое отделение Харьковского музыкального училища. С 1981 г. до 1998 г. жила в России, работала преподавателем в школе искусств, затем музыкальным руководителем в детском саду, психологом в школе. В 1992-1998 гг. училась на психолого-антрополого-педагогическом факультете Московского университета Российской Академии образования. 1998 г. — переехала в Харьков, работала психологом в частной харьковской школе, с 1999 г. — методистом по вопросам психологии в Харьковском областном институте повышения квалификации, с 2000-го по сегодняшний день — заведующая Харьковским областным центром практической психологии и социальной работы ХОНМИНО. 

Замужем, имеет двоих детей — сыну 25 лет, дочери — 28 лет. Внуку Олегу 6 лет. Хобби — учиться и учить, делать практическую психологию практической.