Мамы и папы, желающие взять в семью ребенка из государственного учреждения, должны пройти обучение на специальных курсах, где их научат ладить с чадом и мирно решать возникающие проблемы.

Как стать примерным родителем? Как воспитывать трудного ребенка? Как рассказать ему, «что такое хорошо и что такое плохо»? На эти и другие вопросы люди, желающие создать приемную семью или детский дом семейного типа, получают ответ на специальных четырехдневных курсах.

Правда, попасть на курсы непросто – нужно пройти своеобразный кастинг. Перед тем, как потенциальные родители придут на тренинг, в районе, где они проживают, специалисты собирают пакет документов: о состоянии здоровья будущих мам и пап, условиях, в которых будет воспитываться ребенок, состоянии жилья и несудимости потенциальных родителей.

-- Средний возраст таких мам и пап – около 30-40 лет. Но семья не обязательно должна быть полная – муж и жена, родитель может быть и одиноким, -- отмечает ведущий специалист центра социальных служб для семьи, детей и молодежи ХОГА Ирина Фоменко.

В программе обучения «новых» мам и пап -- знакомство с правилами успешной адаптации ребенка в семье, выхода из кризисных психологических ситуаций.

-- В первый день каждый участник тренинга пишет на листике свой вопрос или пожелание и вывешивает в верхнюю часть «песочных часов». По окончании тренинга мы видим, на какие вопросы мы ответили, а какие еще надо обсудить. Таким образом все «записки» постепенно «перетекают» в нижнюю часть, как песок в часах. Но если участник тренинга в данную секунду не хочет обсуждать какой-то вопрос, он имеет на это право. У нас есть негласное правило «стоп» или правило «пас».

И взрослые тоже плачут



Лекции, как правило, посвящены нормативно-правовой базе. Но кроме лекций есть еще мозговые штурмы, дискуссии и ролевые игры.

Во время последних взрослые люди превращаются в «детей», их «родителей» (приемных или родных), «помощников» (няни, воспитательницы, представители службы детей), а также «наблюдателей».

Вот, например, жизненная ситуация: «мама» заходит в магазин с «малышом», которого играет огромный мужчина. «Ребенок» просит игрушку, «мама» отказывает, и у него начинается истерика, слезы, капризы. «Мама» пытается его уговорить, отвлечь, пообещать конфетку или наказать. А тут еще вмешивается проходящая мимо «посторонняя тетя»: «Что же вы с ребенком делаете, изверги!».

-- Подобное поведение «родителей» -- ошибка, -- объясняет психолог. -- Ребенок вас не слышит. Его надо взять на руки или обнять, тогда у него переключится внимание. Потом «мама» и «тетя» должны его успокоить, погладить по головке и спросить, почему он так себя ведет. И часто оказывается, что он не игрушку хотел, а просто устал и требует маминого внимания.

А во время другой игры проигрывали «расставание». Сюжет следующий: из тюрьмы вернулась «биологическая мама», которая была лишена родительских прав. Женщина одумалась (такое неоднократно было в реальной жизни, когда родители через суд восстанавливались в родительских правах), и решила забрать ребенка. «Мама» играла настолько трогательно, что все рыдали, как при просмотре бразильского сериала. Плакала и «биологическая мама», которая «отбирала» ребенка у хороших приемных родителей, и зрители. Присутствующие почувствовали то, что испытывает в такой ситуации ребенок.

Родители должны повышать квалификацию

После четырех дней обучения выпускники курсов как правило отмечают, что узнали много нового, считает Ирина Фоменко.

-- Очень многие говорят: нам бы эти знания тогда, много лет назад, когда родился собственный ребенок! -- рассказывает она. -- Да и я, как тренер, если бы все это знала раньше, наверное, по-другому воспитывала и собственного ребенка, и сама бы была другой.

После окончания курсов тренеры дают рекомендации, в которых указывают, какому ребенку подойдут те или иные родители. При этом учитываются все факторы: из какой местности семья -- сельской или городской, полная она или нет, какого возраста потенциальные родители, какие у них характеры.

Кстати, после того как ребенок попадает в семью, его новые родители должны каждые последующие два года проходить курсы «повышения квалификации».

-- Ребенок растет, и в каждом возрасте возникают новые потребности, проблемы у ребенка и родителей, -- объясняет специалист. -- Возникают ситуации, с которыми они не могут справиться самостоятельно -- нужны подсказки.

Согласно статистике

По состоянию на начало июля в Харьковской области насчитывалось 5 тысяч 373 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (это 1,27% общего количества детей в возрасте до 17 лет).

За первое полугодие 2009 года усыновлено 115 детей (из них гражданами Украины – 66 детей, гражданами других государств – 49). Под опеку было передано 266 детей. Всего в семьях опекунов и попечителей воспитывается 3 тысячи 221 ребенок.

В первом полугодии текущего года в детские дома семейного типа и приемные семьи Харьковщины было передано 73 ребенка. Всего в 38 детских домах семейного типа и 224 приемных семьях Харьковщины воспитывалось 558 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.