Дочка-пятикласница так устает в школе, что не может потом сосредоточиться и клюет носом над домашними заданиями. Может быть, посоветуете, как лучше организовать ее учебу дома? Вероника Юрьевна

Чтобы домашние задания не стали для школьника неподъемным грузом, прислушаемся к мнению специалиста.

— После занятий в школе ребенку необходима передышка, — считает заведующая отделением гигиены детей и подростков Харьковской областной санэпидемстанции Татьяна Ефимова. — Нужно предусмотреть время на обед и активный отдых, восстанавливающий работоспособность после уроков, а именно: спортивные игры, прогулки. Младшие школьники обязательно должны спать днем, поскольку сон — лучший способ восстановить работоспособность.

Татьяна Борисовна рекомендует начинать готовить домашнее задание в 16.00, когда происходит максимальный подъем работоспособности. Чтобы школьники вторых-четвертых классов смогли как следует отдохнуть, гигиенисты не рекомендуют учителям задавать домашние задания на выходные.

Во втором классе дитя должно грызть гранит знаний дома не больше 45 минут, третьеклассник — не больше 1 часа 10 мин., в четвертом классе на домашние задания нужно тратить не больше 1 ч. 30 мин., в пятом-шестом классах — 2 ч. 30 мин., в седьмом-девятом — 3 часа, в самых старших классах — до 4 часов.

Во втором классе ребенок может выполнить уроки дома, не прерываясь на паузы. Если ребенок тратит на задания больше 45 минут — ему нужны «переменки»: разминка, легкая гимнастика для рук и глаз, чтобы снять и умственное, и физическое утомление. При выполнении домашних заданий лучше чередовать устные и письменные предметы.
Не стоит собирать все домашние задания на один день: важно распределять нагрузку в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается в середине недели – во вторник и среду, а к пятнице трудовой энтузиазм падает. Ночные бдения старшеклассников над учебниками тоже стоит прекратить.

Комната, где ребенок делает уроки, должна хорошо проветриваться. Если чадо божится, что уроки идут как по маслу под музыку или в сопровождении какой-нибудь телепрограммы, не стоит поддаваться на его провокации. По мнению специалиста, готовить уроки нужно в полной тишине.

— Для работоспособности и сохранения в нормальном состоянии нервно-психических функций детского организма очень важна стабильность режима дня: одно и то же время подъема, приема пищи, подготовки домашних заданий, отхода ко сну, — говорит Татьяна Ефимова.

Все идет по схеме

Родителям, чьи дети учатся во вторую смену, тоже стоит учесть физиологические схемы подъема и спада работоспособности. После вечерних занятий в школе домашние уроки дитя не усвоит, поэтому специалист рекомендует выполнять их с 9 утра.