Культура

  • 4222
  •  / 

Главный художник Харьковского театра оперы и балета раскрыла тайны

фото: Всеволод Лагутин

Главный художник Харьковского театра оперы и балета раскрыла тайны
Сценограф, художник по костюмам и начинающий режиссер Надежда Швец не только разрешила прикоснуться к чудесам закулисья, но и поделилась своим мироощущением.
Она не гоняется за славой, а просто занимается любимым делом всей своей жизни – театром. 26 сентября в галерее «Маэстро» сценограф, художник по костюмам и начинающий режиссер Надежда Швец не только разрешит прикоснуться к чудесам закулисья, но и поделится с гостями своим мироощущением.

Главный художник Харьковского театра оперы и балета известна далеко за пределами Украины. За ее хрупкими плечами – километры декораций и нескольких тысяч сценических образов. Сегодня Надежда Швец, для которой театр – безграничный простор для самовыражения, решила покорить и режиссуру.

-- Надежда Федоровна, как рождаются ваши сценические образы, насколько это кропотливая работа?


-- Театральный художник обязан учитывать множество нюансов, чтобы в конечном итоге получился нужный сплав. Работа над новым спектаклем начинается с вслушивания в музыку, которая прекрасно перекладывается на графический и живописный язык. Безусловно, параллельно приходится изучать и литературный материал, который лег в основу произведения, и даже биографию автора, историческую среду той эпохи. На мой взгляд, уровень художника определяется прежде всего его способностью впитывать все источники, которые помогают открыть путь к вдохновению, так называемое окошечко к Богу. Правда, одних эскизов для того, чтобы получилось сценическое чудо, мало. Художник собирает свою команду так же, как дирижер оркестр.

-- А когда вы осознали, что хотите работать именно театральным художником?


-- Несмотря на то что родители у меня – врачи, я всегда знала, что буду театральным художником. Я прекрасно помню, что поход в Таганрогский театр на спектакль «Белоснежка и семь гномов» стал для пятилетней девочки настоящим культурным шоком. Тогда мне показалось, что в сером городе на краю степи нет ничего более яркого и красивого, чем театр. В этот момент раз и навсегда в моем сердце поселилась настоящая любовь.

-- А как к этому отнеслись родители? Как мне кажется, большинство докторов мечтают, что дети пойдут по их стопам?


-- Мои – не исключение. Вначале и папа, и мама, мягко сказать, не поддерживали моего увлечения. Более того, когда я после школы поступила в Ростовское художественное училище им. Грекова на театральное отделение, где конкурс был 15 человек на место, родители поехали к директору и попросили меня отчислить. Но все обошлось. Диплом об окончании и сына я держала в руках практически одновременно.



Посидев год в декретном отпуске, я решила поступать в Ленинградскую академию художеств на искусствоведческое отделение, чтобы развиваться дальше. Наверное, мне помогло провидение, потому что я поступила с первого раза, а моя подруга, очень толковая девушка, потратила на это 13 лет. А в 1987 году я пришла работать в Таганрогский драматический театр художником-постановщиком.

-- А как же вы попали к нам, в Первую столицу?


-- Знакомство с Украиной началось для меня с Днепродзержинска, куда меня пригласили работать главным художником. Потом меня заметили в Днепропетровске и предложили поучаствовать в очень интересном проекте. Народный артист Украины режиссер Юрий Чайка, который на тот момент возглавлял Днепропетровский театр оперы и балета, пригласил меня поработать над проектом для фестивальных гастролей во Франции. Это была постановка спектакля Бизе «Кармен». Отказаться от такого заманчивого предложения было очень сложно, тем более что в моих жилах течет французская кровь. Я смело согласилась, в молодости это легко. В итоге гастроли во Францию были очень успешными.

-- Надежда Федоровна, а можно чуть подробнее узнать о ваших французских корнях?


-- О дедушке-французе по материнской линии известно очень мало, так как вся его семья была репрессирована. Правда, все отсидели и всех выпустили, но документов практически не осталось. Известно только, что мой дед приехал в Российскую империю накануне революции и несколько лет в Санкт-Петербурге руководил швейной мастерской, в общем, был таким себе французским кутюрье. Потом женился на русской и осел в Питере. Когда же власть перешла к пролетариату, он переквалифицировался в геологи и в 1930 годы, не став дожидаться, когда его сошлют, уехал в Сибирь и работал там начальником золотого прииска. Однажды при пересылке пропала большая партия золота, естественно арестовали и деда, и всех ближайших родственников, кроме мамы. Все это нам с сестрой рассказывала бабушка, она же нам показывала и документы, фотографии. Узнав об этом, родители, которые состояли в партии и прошли всю войну, уничтожили все документы. В общем, семейную тайну похоронили.

Кстати, именно благодаря французскому режиссеру с украинскими корнями Мишелю Волковицкому, который работал в Харькове над «Травиатой», я и приехала в ХАТОБ.
Харьков был первый город после моего любимого Ленинграда, который мне пришелся по вкусу. Я слыхала мнения, в том числе и от художников, о его серости, но мне очень нравится, как построен центр Первой столицы. Он настолько благороден по своим архитектурным ритмам, что, я взглянув на перспективу улиц и соотношение их с куполом, вспомнила маленький уголок Санкт-Петербурга и привязалась. То есть вместо той Первой столицы выбрала эту. Здесь мне тоже предложили место главного художника. Сегодня я – закоренелая патриотка нашего города.

-- В 2005 году вы поступили на режиссерское отделение. Зачем?


-- Это не амбиции, а жизненно важная внутренняя необходимость, так как театр во мне так разросся, что мне просто необходимо было делать следующий шаг. Сегодня мой учитель Александр Барсегян в первую очередь передал мне ключи, то есть метод, который нельзя ни законсервировать, ни отложить, им нужно пользоваться, потому что остановить поток творческой реки невозможно.

-- Как скоро заядлые театралы смогут познакомиться с постановками свежеиспеченного режиссера?


-- Я очень благодарна Георгию Селихову, который в меня поверил и в свое время дал возможность попробовать себя в качестве режиссера в «Трубадуре», «Набукко» и «Реквиеме» Верди без «корочки» о специальном образовании. Сегодня зритель не жалует оперные театры, так как им не хватает легкости и артистической формы в подаче, поэтому как никогда актуальна тема мюзиклов. Я же мечтаю поставить «Женитьбу Фигаро». Надеюсь, эта легкая постановка пойдет на пользу и театру, и нашему зрителю, и мне. Руководство театра пообещало поддержать мои режиссерские начинания.

-- Надежда Федоровна, какое из существующих театральных течений вам ближе всего по духу?


-- Я – Рак и по знаку Зодиака, и по внутреннему мироощущению. На самом деле я очень замкнутый человек, но театр заставляет меня быть более общительной и активной, мистическое лунное начало в глубине души сидит как основа творчества. Мне же хочется делать игровой театр, если можно сравнивать, то ближе всего – Вахтанговский театр. Тот пласт культуры, который он начал подымать своими спектаклями, мне очень близок. Хотелось бы поискать именно в этом направлении -- когда происходит постоянное перетекание жизни в процесс, когда спектакль не консервируется, а остается пространство для импровизации. Театр не может быть искусственно собранной игрушкой. Я – за живой чувственный энергетический театр и командную игру, который подключает зрителя.

-- Какая вы дома?


-- Профессия художника предполагает одинокого человека, и зачастую так и бывает. Искусство очень ревниво. Я всю жизнь пытаюсь балансировать, очень сложно выдерживать эти компромиссы. Кроме того, никто не верит, что я умею вкусно готовить. Это легко, в основном это импровизация, ведь кухня сродни живописи. Для меня это не простая роль, но сесть писать эскиз, пока вокруг меня хаос, очень трудно. Я люблю полочки и порядок, но у меня не всегда это получается. Просто, как все нормальные люди, я люблю красоту и уют, наверное, поэтому дома есть и цветы, и рыбки, и животные.

-- Что для вас отдых?


-- Это всегда общение с природой. Чем больше тишины и одиночества, тем лучше. Потраченную энергию я могу восстановить только на природе или в хорошем художественном музее.
ОН Клиник Харків

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2776.39 грн
100 EUR 3170.91 грн
10 RUB 4.2331 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи