К Покровам площадь Архитекторов украсит вторая скульптура из серии «Семь мини-чудес Харькова» — мраморная копия Успенского собора высотой в два с половиной метра.

По словам харьковского архитектора, заведующего кафедрой скульптуры Академии дизайна Сейфаддина Гурбанова, работа над скульптурой близится к завершению, и 12-13 октября она будет установлена на площади, а 14 октября состоится ее открытие. 

В процессе работы над скульптурой Сейфаддину Алиевичу пришлось преодолеть немало трудностей. Если мини-памятник Шевченко создавался с «нуля» и изваял его мастер в течение месяца, то работа над Успенским собором потребовала намного больше времени, потому что его пришлось переделывать из забракованной городскими властями китайской копии. 

— Китайские скульптуры были сделаны очень грубо, неграмотно, пропорции не соблюдены, им не хватало изящества, — поделился своими впечатлениями Сейфаддин Алиевич. — Узоры и кантики, украшающие копии, получились очень неаккуратными. Харьковчане бы такие «чудеса» не приняли. 

Городской голова Михаил Добкин хотел отправить их обратно, но харьковский архитектор попросил оставить их в качестве сырья, чтобы не заказывать мрамор, который пришлось бы ждать в течение полугода. Китайские мастера согласились с таким решением: они получили деньги за материал, кроме того, удалось избежать дополнительных затрат на доставку творений обратно. 

— Мы срезали все детали, оставив лишь мраморную «болванку», и я заново вручную вырезал окна, колонны... — рассказывает Сейфаддин Гурбанов. — Специалистов по камню у нас мало, взял двух человек в помощь — шкурят, полируют, но точную работу им доверить нельзя. 

Работая над храмом, скульптор досконально изучил архитектуру Успенского собора — не менее 40 раз наведывался он к культовому сооружению, внимательно рассматривал, обходил со всех сторон, фотографировал. Одни только колонны пришлось пять раз пересчитывать. 

— Расположены они в три ряда: в нижнем — 16, в среднем — 8 и верхнем — 12. Раз пять я обходил собор, а расстояние там — будь здоров, начинаешь с одной стороны считать, переходишь на другую — и со счета сбиваешься, путаешься, — улыбается скульптор. 

По словам мастера, Успенский собор — самая сложная скульптура из всех семи чудес Харькова, потому как содержит множество мелких деталей — окон, куполов, колонн, и все это нужно выточить из мрамора, купола «покрыть» чешуей. Сначала скульптор хотел «позолотить» купола, а потом отказался от этой идеи. 

— А передумал потому, что Успенский собор — позолоченный, Благовещенский — с тонированными зелеными куполами. Если бы я начал все это делать — пришлось бы и памятник Шевченко переделывать: делать темный постамент и «чугунные» фигуры, — рассказывает Сейфаддин Алиевич. — В результате остановился на том, что все скульптуры будут полностью выполнены из белого мрамора. 

Сейчас скульптор параллельно работает над тремя скульптурами — Зеркальной струей, Домом со шпилем и Благовещенским собором, которые планирует закончить к концу октября.