В среду 250 сотрудников Харьковского КП «Горэлектротранс» требовали под стенами Кабмина выплаты долгов по зарплате и компенсации за провоз льготного контингента.

Если положительной реакции правительства в ближайшее время не последует – трамваи и троллейбусы в нашем городе остановятся с 19 октября бессрочно. Такое решение было принято на собрании трудового коллектива КП «Горэлектротранс» в минувшую пятницу, сообщила председатель профсоюзного комитета предприятия Людмила Захарченко. Харьковчан поддержали коллеги со всей Украины – в Киев свои делегации отправили Донецк, Луганск, Днепропетровск, Запорожье, Луцк, Крым, Херсон, Кременчуг, Одесса, Полтава, Сумы, Чернигов, Белая Церковь, Краматорск, Николаев. Таким образом, акция приобрела всеукраинский размах. 

По словам директора КП «Горэлектротранс» Алексея Паланта, требование харьковских водителей и кондукторов муниципального транспорта поддержало и Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Он процитировал письмо, подписанное заместителем министра, где говорится, что необходимо увеличить компенсацию и отправить ее непосредственно на предприятие, минуя промежуточные инстанции. Кроме того, на стороне харьковчан и вся корпорация «Укрэлектротранс», и отраслевой ЦК профсоюзов.
На сегодняшней день задолженность по зарплате сотрудникам харьковского «Гор­-
электротранса» составляет свыше 38 миллионов гривен. 

Алексей Палант говорит, что 55% всех пассажиров, которых перевозят харьковские трамваи и троллейбусы, — льготники. И государство — как заказчик льготных перевозок — обязано компенсировать их проезд. 

— Однако Харьков — почти единственный город в Украине, которому платят всего 12% от необходимой суммы, к тому же не деньгами, а по клиринговым схемам. То есть нам выплачивают 23 млн вместо 190, причем в виде бумаг, которые мы используем на оплату электроэнергии и коммунальных услуг, — говорит Алексей Юрьевич. — Вот если бы нам к этим бумагам еще и 170 миллионов деньгами компенсировали – никаких задолженностей по зарплате не было бы. Между тем все наши соседи получают компенсацию «живыми» деньгами и в полном объеме.

— Это, естественно, не было сделано, — говорит Алексей Юрьевич.— Кроме того, компенсация за выплату перевозок льготного контингента должна идти не по бюджетным показателям, а по фактически выполненным объемам перевозок. 

Выходное пособие — за счет выручки

 

Из-за нестабильности с начала года с предприятия уволились около 300 человек, что составляет восемь процентов от общего количества работающих. Однако сейчас, несмотря на долги по зарплате, тенденции к увеличению увольнений не наблюдается, отмечает Алексей Палант. А рассчитываются на предприятии с теми, кто увольняется, а также с самыми нуждающимися сотрудниками за счет ежедневной выручки. 

— Приблизительно 55% вырученных от продажи билетов средств уходят как раз на зарплаты увольняемым и особо нуждающимся. Если же мы начнем направлять все 100% выручки на зарплату — предприятие через два-три дня остановится, — говорит Алексей Юрьевич. — Потому что нам необходим запас горюче-смазочных материалов для развозки наших же сотрудников, а также для ремонтных работ, которые мы ведем непрерывно. Наша техника сейчас в таком плачевном состоянии, что ей необходим буквально ежедневный ремонт. Кроме того, у нас есть жесткие регламентные процедуры, связанные с правилами эксплуатации трамваев и троллейбусов, которые предписывают проводить всевозможные техосмотры, и если в какую-то секунду мы не прикрутим гайку — на маршруте может возникнуть ЧП или трамвай попросту остановится на линии. 

На развитие — ни копейки? 


Посетовал Алексей Палант и на весьма «странную» ситуацию, сложившуюся с приобретением нового подвижного состава. 

— Дело в том, что в этом году впервые в бюджете страны не было заложено ни копейки на развитие горэлектротранспорта. В конце июля вышло постановление Кабмина, связанное с проведением Евро-2012 в четырех украинских городах, где было, в частности, расписано и приобретение новых трамваев и троллейбусов на следующие четыре года, начиная с 2009-го. Однако потом это постановление было странным образом отменено, — рассказывает Алексей Юрьевич. — Потом вроде как его опять ввели в действие, но никто не обладает никакой информацией. Поэтому проводить тендер и т. п. мы попросту не можем, потому что не понимаем, есть ли у нас на это юридические основания. 

По-братски?

По словам Харьковского городского головы Михаила Добкина, если для Харькова компенсация на одну единицу подвижного состава составляет 32 тысячи гривен, то для Винницы — 83 тыс. грн., а для Львова — 153 тыс. грн., хотя количество трамваев и троллейбусов в нашем городе намного больше, чем во Львове и Виннице.


Когда верстался номер

— В Киеве вопрос не решился, — сообщил по телефону «Вечернему Харькову» Алексей Палант. — Отдали требования в Кабмин — на том все и закончилось. А на заседании в профильном Министерстве жилищно-коммунального хозяйства обговорили проблему с заинтересованными ведомствами, пришли к выводу, что ее нужно решать…