135 лет лет назад - 14 (по старому стилю) октября 1874 года на железнодорожную станцию Симферополь прибыл первый пассажирский состав.

Его ласково называют «белым лебедем» и, проезжая мимо, сверяют точность наручных часов с курантами на башне, увенчанной пятиконечной звездой. Он шумный и приветливый, с трудолюбивыми сотрудниками и суетящимися пассажирами, с мелодичными перестуком колёсных пар по блестящим линиям рельсов, с гудками маневровых тепловозов и электровозов, бодро тянущих вдаль вагоны, с голубками на фонтанчике Итальянского дворика и сотами арок. С историей. Для городского железнодорожного вокзала, для станции Симферополь она началась сто тридцать пять лет назад - 14 (по старому стилю) октября 1874 года сюда прибыл первый пассажирский состав.

Лозово-Севастопольская


Разговоры об устройстве железной дороги в Крым велись в России давно. Инженер Павел Мельников, бывший в шестидесятых годах XIX века министром путей сообщения империи, предлагал строить магистраль от Москвы до Севастополя. Но окончательное решение принято уже при ином министре - Алексее Бобринском - 9 мая 1871 года. Подрядчиком строительства стал Пётр Губонин, руководивший созданием Московско-Курской железной дороги и других, жертвовавший на строительство храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, - недаром на его дворянском гербе девиз «Не себе, а Родине». Крыму Пётр Ионович оставил не только дорогу, но и курортный, винодельческий Гурзуф, приобретя в 1881 году имение рядом с этим маленьким поселением и вложив средства в его развитие. Кстати, 30 декабря исполнится 115 лет со дня смерти Губонина, похоронен он в Гурзуфе, правда, могила затерялась.

Новая дорога получила название по направлению Лозово-Севастопольская (сейчас Лозовая - город в Харьковской области).

В январе 1895 года она влилась в состав Екатерининской «железки», в 1946 переименована в Сталинскую, тогда же было организовано Симферопольское (сейчас - Крымское) отделение, в ноябре 1961 года у дороги появилось нынешнее название - Приднепровская.
- Лозово-Севастопольскую железную дорогу длиной 614 вёрст (примерно 665 километров) начали строить летом 1871 года, - рассказывает Александр Павлов, хранитель музея истории Симферопольского железнодорожного узла Приднепровской железной дороги. - Первоначально она должна была проходить не через наш город, а в нескольких десятках километров западнее. Но тогдашние власти и землевладельцы хорошо понимали выгоду от наличия в городе железнодорожного узла и бесплатно предоставили землю - дорога прошла по западной болотистой окраине Симферополя. Участок Мелитополь-Симферополь официально сдан в эксплуатацию 14 октября 1874 года. В этот же день пришёл и первый пассажирский поезд, хотя «пробный» первый товарный прибыл ещё 1 июня того же года (в советское время для «товарников» создана новая станция - Симферополь-грузовой). Участок Симферополь-Севастополь сдан в 1875-м, тогда же созданы и Симферопольские мастерские для ремонта и обслуживания паровозов, позже их объединили в депо. Поездов сначала было не в пример меньше, чем сейчас: всего два пассажирских да четыре товарных в сутки, ходили медленно - 25 км/ч (через сотню лет - в среднем 80 км/ч), с такой скоростью их мог тянуть паровоз серии «Т». И вагонов меньше - до семи: мощность паровоза не позволяла цеплять больше. Но всё равно появление станции принесло Симферополю пользу: возникли первые промышленные предприятия, обновился уровень торговли, город стал застраиваться - рабочие станции основали Железнодорожную слободу (район между вокзалом и улицей Павленко).

Возможно, где-то там жил Филипп Киреев, участник строительства пути в Севастополь и один из первых машинистов в Симферополе, или Оттон Чёрный, начальник депо в конце XIX века. Семья других Чёрных: машиниста Якова, создателя большевистской ячейки на станции и первого в Крыму партизанского отряда в 1919 году, погиб он тоже партизаном, но уже в 1942 году; его жены Марии - работницы табачной фабрики, хозяйки конспиративной квартиры, позже депутата горсовета; дочки Надежды - связной в годы гражданской войны и члена чона (частей особого назначения, созданных для борьбы с врагами советского народа) в начале двадцатых прошлого века. Здесь жил и Пётр Дзюбанов - машинист, подпольщик, комиссар, погибший в боях на Перекопе в 1920 году - спустя десять лет в этом районе появилась улица его имени. Отсюда Иосиф Бахус - машинист, выполнивший распоряжение Ленина о срочной доставке хлеба с Урала в голодающую Москву, и Пётр Карпов - котельщик, партизан, взорвавший в 1918 году в городском депо немецкий бронепоезд и повешенный белогвардейцами в симферопольской тюрьме. Местный и Алексей Шаталов - машинист, участник революции 1905 года, отец Виктора Шаталова - руководителя отряда красногвардейцев, первого редактора нашей газеты (тогда «Таврическая правда»).

С Симферопольской станцией связана судьба ремонтника, одного из первых кавалеров ордена Трудового Красного Знамени РСФСР Николая Сидоренко, о котором наша газета (тогда «Красный Крым») писала в 1925 году. И погибших ради спасения пассажиров поезда Минск-Симферополь в 1988 году машиниста Анатолия Черных и помощника Александра Данилова, посмертно награждённых орденом «За личное мужество», - об установлении в память о них обелиска на перегоне Элеваторная-Пролётная газета писала в 1991-м. На станции работали слесарь Александр Пискунов, погибший на Халхин-Голе, котельщик Павел Виноградов, погибший во вторую оборону Севастополя, машинисты Евгений Зубцов, погибший в бою зимой 41-го на станции Булганак (Чистенькая), Михаил Галанин и Евгений Матюш, водившие легендарный бронепоезд «Железняков». Партизаны Фёдор Верзулов и Михаил Блинов, погибшие в 42-м, и подпольщики группы Виктора Ефремова, погибшие через два года. Известные лётчики, Герои Советского Союза Амет-хан Султан и Михаил Мальченко, профессор, знаменитый врач Александр Блискунов тоже начинали на станции рабочими.

Много фотографий в музее, созданном в 1967 году Петром Байковым. Ещё больше - железнодорожников, что на рабочих местах, на паровозах «Овечка», а может, «Иосиф Сталин» или «Феликс Дзержинский», появившихся в 1962-м тепловозах «ТЭ-3», «ЧМЭ», сменивших их на дальних дорогах электровозах «Владимир Ленин», «ЧС» и других, самых современных, создавали и создают славу станции Симферополь.


Вокзал Душкина



А вокзал на ней тот, к которому мы все привыкли, появился более полувека назад - в декабре 1951 года (капитально отремонтирован и обновлён в 2000-м).
- К сожалению, снимков самого первого здания вокзала образца 1874 года не сохранилось, - говорит Александр Павлов. - Зато есть снимки, где на привокзальной площади - часовня в память «чудесного спасения наследника» будущего императора Николая II, на которого в 1891 году было совершено покушение. Кстати, император бывал на вокзале, даже приезжал на открытие нового здания в начале прошлого века. Предположительно бывал на Симферопольском вокзале (разрушенном фашистами и расчищаемом симферопольцами) и Иосиф Сталин, отсюда он, видимо, уезжал на ЮБК на Ялтинскую конференцию в феврале 45-го. Быть может, поэтому на возрождённой станции появилось сразу два памятника ему: скульптура в полный рост, «без фуражки», на Привокзальной площади (сейчас там будочка автостоянки), вторая, тоже в полный рост, но «в фуражке» - на перроне. Их убрали в 1961 году вместе с барельефом вождя на лепном медальоне в вестибюле вокзала (остались медальоны с барельефами Маркса, Энгельса, Ленина, Хмельницкого, Суворова, Кутузова, Нахимова, Пушкина, Шевченко, Толстого, Горького, Ломоносова, Менделеева, Мичурина, Павлова).

Симферопольская станция в годы войны неоднократно подвергалась бомбёжке, а при отступлении фашисты взорвали её. Но уже 20 апреля 1944 года, через неделю после освобождения, «Красный Крым» писал: «Железнодорожники всех служб ведут большую восстановительную работу, расчищают и ремонтируют пути, деповское оборудование, средства связи и электросети». В начале мая движение по всем направлениям было восстановлено, а через два года началось строительство нового вокзала. Проект разработал архитектор Алексей Душкин (24 декабря исполнится 105 лет со дня его рождения), трижды лауреат Сталинской премии, проектировщик многих зданий, станций метро «Кропоткинская», «Маяковская» в Москве.

- Вокзал строили из инкерманского камня, - продолжает хранитель музея. - Потому-то он белый и красивый. Многие уверены, что строили исключительно немецкие военнопленные, на самом деле это не так. Да, их использовали в качестве рабочей силы, но в основном вокзал построен усилиями железнодорожных и городских строительных организаций, симферопольцами. У нас хранятся фотографии этих людей, создателей «белого лебедя». «Жители города с полным основанием назвали новый вокзал дворцом, - это ваша газета писала 15 декабря 1951 года. - Залитые светом залы, лепные украшения, бронзовые люстры, мраморные панели, шёлковые драпировки, замечательные картины, пальмы - всё создаёт впечатление, что пассажир находится во дворце». Площадь вокзала была расширена, кроме главного и служебных корпусов, соединённых арками, появилась водонапорная башня с часами, полвека за механизмом следил Владимир Дробязко, сейчас - другие механики.

У вокзала много тайн. К примеру, никто не знает, почему на циферблате башни архитектор решил не только нарушить последовательность знаков зодиака, но и заменить символы Девы, Весов и Тельца на Змееносца, Гончих псов и Лебедя. И почему появился венец здания вокзала - копия античного храма с колоннами (на нём флагшток). Если смотреть из Итальянского дворика, он виден, а если уйти дальше за арки - нет. А в самом дворике на фонтанчике вначале было восемь голубей, но легенда гласит, что двух убрали, когда кто-то заметил, что соединённые линиями фигурки образуют свастику. Ещё один секрет у часов - бой идёт через усилители в куполе: «Просто музыкальный механизм сам по себе не перекроет шум вокзала, - поясняет хранитель музея. - Вот и придумали с динамиками».
Станция за 135 лет изменилась внешне и технически, став одной из крупнейших на Приднепровской железной дороге. Неизменной осталась, пожалуй, её душа, насыщаемая все эти годы трудом и любовью сотрудников всех служб, нетерпеливостью и откровениями пассажиров. Стрелки вокзальных часов отсчитывают новое время, наполненное грустью расставаний и радостью встреч. И уже раздаётся сигнал очередного поезда, которому станция Симферополь раскрывает свои объятия.