Харьковская оперативно-спасательная служба — организация уникальная. Возникла она более 15 лет назад. Причем не по чьему-то приказу, а по зову сердца людей, которые не могли оставаться равнодушными к чужой беде. С тех самых пор появились у харьковчан защитники, которые круглые сутки на боевом посту — готовы прийти на помощь. Увы, как и 15 лет назад, сегодня спасатели-общественники — просто энтузиасты, о деньгах речь по-прежнему не идет...

Рожденная горем
Был такой сериал в советское время, доказывавший, что милиция — с народом; назывался «Рожденная революцией». А Харьковская оперативно-спасательная служба в полном смысле этого слова была рождена горем, причем глобальным. Шел 1988 год, в Армении произошло землетрясение, в одночасье унесшее тысячи жизней. Харьковские альпинисты, лишь только заслышав о случившемся, сказали друг другу: «Надо ехать». Два слова — и Харьковский горком комсомола организовал вылет в Ленинакан. Два слова — и десятки смельчаков собрались в дорогу. Вначале спасали живых, потом — доставали тела мертвых, в конце — помогали восстанавливать разрушенные предприятия.
Огромная махина СССР оказалась не готовой к таким глобальным катаклизмам. Созданная сеть гражданской обороны, предусматривавшая действия во время войны, в мирное время не сработала. Добровольцы-харьковчане были «нарасхват», их помощь оказалась очень важной, так как среди альпинистов были и специалисты-техники, люди различных инженерных специальностей. Профессионалы в различных областях знаний, они давали консультации, быстро разрабатывали новые приемы работы, например предложили оригинальные методы разбора завалов, позволившие значительно сэкономить время и снизить затраты.
На помощь Армении прибыли тогда спасатели из разных стран мира. Их слаженность, подготовленность, экипировка вызывали зависть у отечественных специалистов. Знакомясь с их опытом, харьковские спасатели и их товарищи из разных регионов СССР пришли к однозначному выводу — спасательную отрасль необходимо реформировать, и реформировать серьезно. Так возникла идея о создании добровольных общественных спасательных организаций.
Главная задача — защита харьковчан
Рассказывая о дальнейшей истории оперативно-спасательной службы, ее руководитель Юрий Кулиш вспоминает: «В 1991 году Оперативно-спасательная служба была перерегистрирована в «общественно-государственную организацию». С распадом СССР и изменением законодательства ХОСС вновь пришлось перестраиваться и перерегистрироваться, исчезла у организации и поддержка государства, хотя служба исправно выезжала на все чрезвычайные ситуации. Несмотря на многочисленные трудности, и в первую очередь финансовые, служба существует, мы продолжаем работать, хотя порой в баках автомобилей пусто, и нет средств для приобретения горючего. Мы находим поддержку у предпринимателей, ищем меценатов, хотя понимаем, что без бюджетной помощи нам не обойтись! Сегодня очевидно, что за спасателями-общественниками — будущее.
Общественные формирования быстрого реагирования существуют во всем мире, во всех развитых странах. Только в России их более восьмидесяти — во всех крупных городах страны. Если пойти по примеру наших северных соседей — то там спасатели-общественники имеют муниципальный статус и финансирование из городских бюджетов. И это правильно и экономически целесообразно».
— Юрий Алексеевич, Харьков — крупный мегаполис. Если сравнить уровень защищенности от беды жителя нашего города и других крупных городов Европы, мира...
— Увы, сравнение будет не в нашу пользу. Система гражданской защиты населения — это основа безопасности человека, общества. Возьмем США. У них, кроме пожарной службы, есть еще пять или шесть ведомственных формирований, два федеральных формирования, обеспечивающих безопасность населения от чрезвычайных случаев, и Национальная гвардия США. То есть у них система гражданской или общественной безопасности предусматривает многократную защиту, как круги по воде, один за другим. У нас такого нет. К сожалению, в Украине чуть ли не каждый год меняется министр МЧС. А за прошлый год сменилось даже два министра. У каждого — своя концепция, свое видение развития спасательной структуры государства, свои идеи... В результате реализация правильных по сути идей приводит к минимальному, а то и отрицательному результату. А ведь те природные катаклизмы, которые отмечаются по всему миру, связанные с глобальным изменением климата, могут застать врасплох наши службы. В России, к примеру, уже более 10 лет работает один и тот же министр, все это время реализуется одна и та же концепция обеспечения гражданской защиты. Но и там порой, как, например, во время трагедии во Владивостоке, выявляются нерешенные проблемы, «прорехи». Что уж говорить об украинской ситуации?!
— Но ведь с советских времен осталась и мощная техника, и огромные «заделы»...
— Подходы советских времен, увы, сейчас неприемлемы. К примеру, в случае ЧП планируется привлекать технику различных предприятий, многие из которых уже сменили форму собственности. Считается, что в случае масштабных чрезвычайных ситуаций будут привлекаться какие-то ресурсы регионов, государства в целом. То есть какие-то люди, какие-то механизмы, оборудование должны поступить в распоряжение спасателей. А теперь представим себе реальную ситуацию: к примеру, чрезвычайную ситуацию межрегионального масштаба. Предприниматель должен вместо того, чтобы спасать своими машинами свои ценности, — выделять машины для нужд спасательных операций. Будет он это делать? То есть система взглядов осталась старой, а отношение к собственности — уже новое. Да что фантазировать — масштабные лесные пожары. По планам сельхозпредприятия должны снимать с посевной технику и людей и предоставлять их согласно планам для спасения лесов. Но ведь есть государство, предприниматель платит налоги, зачем ему леса, которые являются государственной собственностью?
— Вернемся к проблеме конкретного гражданина — харьковчанина. Насколько сегодня мы все защищены от чрезвычайных ситуаций, можно ли рассчитывать на помощь в случае беды?
— К сожалению, не в той степени, как хотелось бы. Да, если произойдет пожар или другая чрезвычайная ситуация, наши доблестные коллеги — спасатели МЧС оперативно, слаженно приедут, окажут помощь, спасут. А если случится обрушение здания (а за прошлый год таких ситуаций было пять, лишь по счастливой случайности обошлось без жертв)? Собаки, обученные искать пострадавших под обломками здания, есть только в нашей службе. А мы — общественная организация, кто возместит нам затраты на бензин, износ оборудования и так далее? А если кошка застряла на дереве или собака оказалась в канализационном люке, кто должен выезжать? МЧС не имеет опыта в таких работах, у них нет специалистов-кинологов, по крайней мере, в Харькове. Мы — готовы выполнять эти работы, но не можем выехать, так как государство не компенсирует нам такие затраты. Вот и получается, что от большинства вызовов (а львиная доля звонков в нашу службу связана именно с подобными происшествиями) мы отказываемся. Причем не потому, что не умеем или не хотим помочь, — а потому, что знаем: если выедем на «мелочевку», то потом, когда речь будет идти о жизни или смерти людей, просто не сможем завести автомобиль из-за отсутствия горючего или по другим не менее веским причинам.
Спасателям нужна помощь города, а городу нужны спасатели!
Юрий Кулиш рассказывает, что он встречался и объяснял ситуацию всем руководителям городских и областных служб. Кто-то шел навстречу, кто-то — нет. Но кардинального решения вопроса безопасности харьковчан до сих пор нет. Да, спасатели ХОСС выезжают на крупные аварии и катастрофы (как, например, было после падения самолета на Комсомольском озере), оказывают помощь пострадавшим, высвобождают тела погибших из искореженных машин при ДТП. Но делают это в основном по зову сердца, а не потому, что их кто-то обязывает. Хотя взять на себя обязательства перед городом они готовы и, больше того, мечтают.
Юрий Алексеевич говорит: «Сейчас система МЧС реформируется на государственном уровне. Как показывает опыт большинства развитых стран, в том числе и Европы, без создания сети общественных спасательных формирований эффективной гражданской защиты в Украине не получится. Все равно рано или поздно наша страна придет к тому, что нужны энтузиасты, волонтеры, которые в случае необходимости готовы быстро собраться, покинуть свои рабочие места или дома и прийти на помощь пострадавшим. В вопросе обеспечения безопасности государство и общество должны идти одним строем. Я убежден, что до тех пор, пока это решение не будет принято на уровне государства, мы не решим этой проблемы целиком. Но и городские власти не должны сидеть сложа руки. Существует общественная организация, она уже есть и решает определенные задачи, которые возникают в городе. Мы нужны харьковчанам, о чем свидетельствует огромное количество вызовов и звонков. И мы хотим работать так, чтобы город мог спросить у нас: «где вы были 11 числа в 10.00» — и мы обязательно ответим: «на месте несчастного случая, оказывали помощь...» А так и с нас спросить-то нечего: будет бензин — выедем, нет — извините...»
Юрий Кулиш говорит, что разработанный им и его коллегами план общественно-государственного подхода к системе безопасности нашего региона сейчас передан на рассмотрение различным политикам и кандидатам на избираемые должности. Увы, пока ни от кого ответа не поступило: «Все ищут какую-то выгоду, а ведь в деле безопасности нельзя искать выгоду!» Юрий Алексеевич говорит, что сегодня самые распространенные ЧП, в которые попадают харьковчане, — это банальные бытовые ситуации, которыми, по сути, и заняться-то некому. А еще есть проблема, которой практически на Харьковщине занимается только ХОСС. Это борьба со страшными ядами — пестицидами и гербицидами, накопившимися еще с советских времен и до сих пор отравляющими почву, воду и воздух. «Планов много, — говорит Юрий Алексеевич. — Но все они напрямую зависят от того, пойдут ли нам навстречу город и область. Мы готовы служить делу безопасности всего региона!»