Гитара — удивительный музыкальный инструмент, не имеющий конкурентов по универсальности. Заслуженный артист Украины, профессор Харьковского государственного университета искусств имени Котляревского Владимир Доценко уверен, что классическая гитара имеет еще и необыкновенно положительное влияние на человека. Наверное, именно поэтому все больше юных харьковчан желают научиться игре на этом инструменте, достигая весьма неплохих успехов. Уже второй год подряд это подтверждает и областной конкурс, который носит имя прекрасного гитариста, талантливейшего педагога Виталия Петрова.

— В Харькове вряд ли кто-то знает о гитаре больше чем вы. Расскажите, когда этот инструмент пришел к нам из Испании.
— Гитара — один из древнейших музыкальных инструментов. Но пришел он к нам не из Испании. Прародителем гитары был струнный арабский инструмент. Поэтому корни у нее восточные. Не зря от гитары так веет архаикой. К тому же на ней можно играть и джаз, и классику, и фламенко, и древнюю музыку. Гитара — это оркестр в миниатюре. Единственный ее недостаток — то, что она негромкая; но это в какой-то степени и достоинство. Так что в ближайшее время, как мне кажется, к гитаре потянется еще больше людей. Ведь, несмотря на новую эстетику, новое мышление, современный звуковой фон, человек безумно устает от этих «ноу-хау» и хочет зарядиться «витаминами». Я бы сказал, что классическая гитара и является этим незаменимым «витамином». Она питает и душу, и интеллект. Посему гитару очень любили и физики, и лирики.
— В советское время гитара и аккордеон были запрещены как буржуазные инструменты…
— Да. Гитара прошла в советское время непростой путь. Не было преподавания ни в вузах, ни в училищах, ни даже в школах. И только в конце 50-х — начале 60-х годов благодаря деятельности и творчеству Александра Иванова-Крамского началось возрождение гитары. Это была отправная точка развития искусства игры на гитаре и в Харькове. Тогда в городе был создан Клуб любителей гитары, организованный Иваном Баланом, потом — ансамбль любителей-гитаристов под руководством Алексея Мамона (кстати, один из первых в Союзе). А в 1976 году Виталий Петров открыл класс гитары в Харьковском музучилище, чуть позже — в институте культуры. Тогда как в Гнесинском училище в Москве он появился только в 1980 году. Так что Украина должна гордиться своими гитарными традициями.
— Виталий Петров, имя которого присвоено областному конкурсу классической гитары, был вашим учителем. Каким он вам запомнился?
— Петров был удивительным человеком, беззаветно влюбленным в гитару. По профессии он был домрист, но, самостоятельно освоив гитару, до последних дней своей жизни ежедневно занимался на этом инструменте. И неважно, как себя чувствовал Виталий Константинович — хорошо или плохо, — с пяти часов утра он уже просматривал аппликатуру, готовился к уроку. Он был не просто пропагандистом классической гитары, но еще и талантливым педагогом. Умел, как никто другой, зажигать человека любовью к гитаре. И устоять было просто невозможно. Петров жил учениками, воспитывал их, всегда помогал советом. И если бы дожил до нашего времени, наверняка написал бы книгу, девизом которой вполне могли стать перефразированные слова Сухомлинского — «Сердце отдаю гитаре». Тем не менее во всем, что касалось занятий, он был очень жестким человеком. Опоздание, невыученное задание расценивались как личное оскорбление. Поэтому его учеников так легко узнать — они все очень дисциплинированны.
Помню, за три дня до смерти Виталия Петрова я пришел к нему сразу после областного конкурса. И, даже будучи в очень тяжелом состоянии, он живо интересовался, что было на конкурсе, кто победил, кто как выступал. Петров был абсолютно бескорыстным человеком. И уроки у него были очень дешевые. А с талантливыми учениками он вообще занимался бесплатно. Со студентами мог сидеть просто сутками. Он всегда делал мне замечания: ну что ты — выберешь себе двух-трех человек, и вот у тебя фавориты, а как же остальные? У Виталия Константиновича ведь не было любимчиков. Он всем передавал одинаковые знания, умения, навыки. Может, потому и сгорел вот так на работе.
— Как создавался конкурс классической гитары в Харькове?
— Идея организовать такой конкурс родилась в 2004 году, при проведении вечера памяти Виталия Петрова. Я предложил, а научно-методический центр повышения квалификации работников культурно-образовательных заведений при облгос-администрации, Харьковский университет культуры, муз-училище имени Лятошинского поддержали эту инициативу. Впервые областной конкурс состоялся в 2005 году. Конечно, хотелось, чтобы со временем он получил статус открытого или даже международного, так как принимать в нем участие хотят дети из Белгорода, Донецка и других городов. Провести уже два конкурса нам помогли спонсоры — Сергей Кирьяк из магазина музыкальных инструментов «Атланта-шоу», а также ученики Петрова — Петр Гордиенко (Киев), Олег Петраченков (Москва), Вадим Ковьях (Харьков). А харьковский мастер Олег Стефанюк в прошлом году сделал для победителя потрясающую гитару. Все же подарки для детей должны быть хорошими. Это стимул для участия в конкурсе и награда за тяжелый труд.
— Кто из юных харьковчан стал победителем в этом и прошлом годах?
— Лауреат первой премии прошлогоднего конкурса — 16-летняя Алла Горюшкина (преподаватель А. Зубченко). А этого конкурса — 13-летний Александр Константинов (преподаватель А. Довбня). Это очень одаренные музыкально дети, хотя оба учатся в школах с математическим уклоном.
— Как председатель жюри вы можете сказать, насколько вырос интерес к конкурсу за последний год?
— Желающих принять участие в конкурсе действительно очень много. В этом году число конкурсантов возросло до 80 человек. К тому же вырос уровень подготовки детей. Это отметили и член жюри Евгений Олешников из Белгорода, и председатель Национального союза гитаристов Украины Константин Чеченя. Дети стремятся победить, основательно готовятся к конкурсу. Это дает им возможность не только проявить себя, но и послушать выступления других участников, пообщаться друг с другом. Для преподавателей это тоже «плюс» — параллельно с конкурсными выступлениями для них проходят областные семинары.
— Сколько лет самому младшему участнику?
— Шесть лет. Это — Андрей Уразовский (преподаватель С. Рябовол). Он стал дипломантом конкурса в этом году. Раньше таких маленьких участников у нас не было. А появление в конкурсе детей фактически дошкольного возраста очень радует. Чем раньше они начинают играть, тем лучше, поскольку занятия музыкой развивают у ребенка не только координацию, но и интуицию, культуру чувств и особое восприятие мира. Это пригодится и для бизнеса, и для юриспруденции. А Андрей — очень одаренный мальчик. Он поразил всех своей серьезностью, сосредоточенностью, основательностью. И это несмотря на то, что занимается игрой на гитаре всего несколько месяцев.
— С какого возраста лучше начинать заниматься музыкой?
— На этот вопрос нет определенного ответа. У меня есть друг — ему 66 лет. Шесть лет назад его жена обратилась ко мне с просьбой занять его хоть чем-то, поскольку муж увлекся религией и собирался вступить в какую-то секту. И тогда я «заразил» его гитарой. Так что заниматься он начал в 60 лет. После этого забросил увлечение религией, каждый день сидит по три часа с гитарой, упорно тренируется. Даже придумал специальные упражнения для пальцев. Так он развил просто потрясающую беглость, достиг прекрасных результатов. Поэтому начинать заниматься игрой на гитаре или любом другом музыкальном инструменте никогда не поздно. Особенно если есть непреодолимое желание.
Справка
Владимир Игоревич Доценко — замечательный украинский гитарист и музыкальный педагог. Родился в семье потомственных музыкантов. В детстве занимался игрой на скрипке и на гитаре. Поступил в музыкальное училище по классу гитары, параллельно продолжая занятия скрипкой в музыкальной школе. Свой окончательный выбор сделал в пользу гитары. В 1981 году поступил в институт имени Гнесиных в Москве (класс А. К. Фраучи). В 1986 году, будучи студентом пятого курса, завоевал II премию на 3-м Всероссийском конкурсе-смотре исполнителей на народных инструментах (I премия не присуждалась). В третьем туре конкурса он исполнял «Гаванский концерт» для гитары с оркестром Игоря Рехина. С 1989 года работает в Харьковском государственном университете искусств имени И.П. Котляревского.