По моим наблюдениям, так называемые одаренные дети берут зубрежкой, или родители день и ночь заставляют их учиться. Хотелось бы знать, одаренность детей — это природный дар или настойчивость мам и пап? Тамара Ивановна

— Одаренность — это прежде всего дар природы, а потом уже труд, — считает заведующая областным центром практической психологии и социальной работы Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования, психолог-методист Елена Маринушкина. — Одаренность означает большую склонность к чему-либо. То, к чему другому нужно приложить больше усилий, одаренному ребенку удается делать легко и непринужденно. Я, например, считаю, что передача «Самый умный» — не о самом умном, а о человеке с хорошим объемом памяти, поскольку большинство вопросов в этой передаче рассчитаны не на мышление, а на энциклопедичность. А умственно одаренный человек может производить сложные мыслительные операции: классифицировать, сравнивать, обобщать, анализировать. Умение решить сложную задачу — это ум, а если нужно точно знать хронологию, фамилии — это память.

Психолог считает, что на самом деле одаренных детей гораздо больше, чем мы думаем. Усилия большинства родителей традиционно нацелены на то, чтобы чадо еще с пеленок научилось читать, говорить по-английски, музицировать на фортепиано. Но талантов у детей очень много, и они не ограничиваются «классическим набором»: знанием языков, музыкой и живописью. Просто неординарные способности ребенка вовремя не рассмотрели, не учли и не развили.