В 2005 году 76 коммерческих вузов Украины прекратили свою деятельность. Как сообщил во время визита в Харьков министр образования и науки Станислав Николаенко, эти учебные заведения занимались «имитацией высшего образования».

По словам министра, «псевдообразование» — достаточно распространенное явление в нашей стране. «Мы думаем, как предостеречь нашу молодежь от этого. Сейчас огромное количество заведений имитирует учебный процесс, не имея ни научной школы, ни лабораторий, ни библиотек, ни кадров. Это лавочки по выкачиванию сотен миллионов родительских денег. Представьте себе филиал университета, который занимает комнатушку 15 квадратных метров, но при этом выдает дипломы магистра международного права, — рассказал Станислав Николаенко. — При проверках некоторых коммерческих вузов обнаруживалось, что они даже учебного плана не имели. Когда деятельность таких вузов приходит к своему логическому концу, под окнами министерства выстраиваются люди с плакатами о политических репрессиях». Всего, по информации министра, в Украине зарегистрировано 347 университетов и академий. В то время как во Франции, например, их 85 на такое же количество населения, как в нашей стране.
На встрече с руководителями отделов образования, учителями и директорами школ Станислав Николаенко отметил, что особое внимание сегодня уделяется информатизации учебного процесса в средней школе: «Мы приняли государственную программу внедрения информационных технологий, которая предполагает выделение 1,8 миллиарда гривен на выполнение. В 2006 году уже выделено 183 миллиона, из них 153 мы передали в виде дотаций в местные бюджеты для завершения информатизации средних школ. Чтобы не ущемлять в этом отношении сельские школы, мы взяли в Мировом банке кредит в размере 87 миллионов долларов на 5 лет под 4% годовых».
Одной из тем, затронутых министром, была тема подготовки педагогических кадров. Станислав Николаевич рассказал, что по всей Украине пишется огромное количество диссертаций, больше напоминающих сборники цитат разных авторов. Есть претензии у министра образования к Академии педагогических наук, в составе которой «11 научно-исследовательских институтов тихо сами на себя работают. Я не вижу, чтобы эта мощная система поддерживала украинского учителя. Мы хотим, чтобы было взаимодействие между учителями и учеными, чтобы педагогические эксперименты проводились не так: в министерстве написали, внедрили, а потом вся Украина дискутирует, нужно ли нам 12-летнее образование?»