Гость «Прямой телефонной линии» — Константин Пономарев, харьковский фешн-дизайнер.

— Здравствуйте, Константин, скажите, как вы стали дизайнером, что побудило вас податься в мир моды? 

— Вы знаете, все случилось само собой. Еще со времен студенчества на всех конспектах я рисовал мальчиков и девочек в каких-то костюмах. Тогда ведь очень сложно было «нарыть» какую-то информацию о моде. Кого мы тогда знали и могли изредка увидеть по телевизору? Зайцева, начинающего Юдашкина. Балдели от волшебных имен Лагерфельд и Шанель, которые практически и не звучали тогда... И я ловил себя на мысли: елки-палки, только что-то придумал, а через неделю мне это показал Лагерфельд или Зайцев. Тогда я понял простую вещь: все модные идеи находятся в информационном поле, и надо их просто выхватывать. 

Дело в том, что все нормальные люди по-хорошему ленивы. Нам интересно делать то, что легко удается. Когда Моцарта спросили, как ему удается писать такую волшебную музыку, он ответил: «Не знаю — мне это легко. Все остальное мне сложно, поэтому я занимаюсь именно музыкой». У меня та же ситуация — для меня создавать одежду всегда было легко. Поэтому я, наверное, счастливый человек — занимаюсь любимым делом, которое легко дается и за которое еще и платят большие деньги. Периодически. 

— Добрый день, Константин. Меня зовут Ирина. Хотелось бы услышать мнение профессионала: можно ли назвать Харьков модным городом? 

— Безусловно, Харьков — модный город. У меня это даже на футболке написано: «Модно жить в Харькове». Но, наверное, важнее то, что Харьков — очень стильный город. Наш стиль очень отличается от купеческого Киева, от псевдозвездной Москвы — он очень близок к Петербургу. Здесь присутствует аристократизм, свойственный принцессе Диане, который непонятно откуда берется, ведь Харьков — город молодой. Но достаточно посмотреть любые раритетные газеты начала XX века, чтобы убедиться — культурная жизнь империи проходила в двух городах — Петербурге и Харькове. Все «звезды», приезжавшие в Россию петь и танцевать, сначала делали это в харьковских театрах, потом ехали в Петербург, минуя Москву. На мой взгляд, Москва и Киев, как и все города, куда съезжаются нувориши, склонны к китчевости. 

«Мелочь пузатую» я не терплю

 

— Здравствуйте, Константин. Я всегда восхищаюсь вашим вкусом и коллекциями. Вы не могли бы рассказать о вашем отношении к ювелирным украшениям? Что вы посоветуете женщинам? Ольгой меня зовут

— Что делает женщину женщиной? Это, конечно же, обувь, но… и украшения тоже. Вспомните Марию Антуанетту, ей в свое время и голову-то отрубили не из-за революции, а из-за того, что там была ситуация с очень дорогим алмазным колье. И, наверное, женщин всегда будут губить бриллианты. Но… Как говорит один из лучших ювелиров в нашей стране господин Гарарук, кстати, его бриллиантовая пуговица сейчас висит на мне, «Женщины, не бойтесь бриллиантов»! 

А вообще, люблю всякие украшения на женщинах, и не суть важно, из чего они: из натуральных камней или пластика. Но я знаю одно — украшения должны быть крупными и именно украшать человека, который их носит. Всю вот эту «мелочь пузатую» я, честно говоря, не терплю — мне нравятся большие камни, большие оправы, большие клипсы, длинные серьги. 

Женщины стали более раскованными и легкомысленными

 

— Константин, добрый день. Маргарита меня зовут. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о женщинах прошлых лет и сегодняшних. Поменялась ли женщина со временем? 
— Когда мы только начинали — это было первое в Харькове авторское ателье — нашими клиентами были жены очень крупных чиновников периода конца 1990-х и представителей нарождающейся бизнес-элиты. Очень своеобразные дамы — достаточно крупные блондинки, эстетику они понимали в очень узком коридоре реальности, четко «знали», что им идет, а что нет, и их взгляды на моду очень сложно было трансформировать. Поэтому отвечать их запросам было очень сложно и не всегда интересно, прежде всего мне как дизайнеру. 

На сегодняшний день ситуация изменилась очень сильно: женщины стали более раскованными, свободными, даже легкомысленными. Не говоря уже о том, что мои женщины стали моложе и намного изящнее. Карден говорил, что «самая лучшая модель — это швабра». Так вот наши «швабры» еще и обладают достаточно высоким бюстом и хорошими бедрами, поэтому работать с ними — сплошное удовольствие. 

Харьковские VIPы носят вещи «от Пономарева»

 

— Меня зовут Юлия. Константин, откройте тайну: присутствует ли одежда «от Пономарева» в коллекциях наших VIPов? Например, мне известно, что ваши вещи есть в гардеробе харьковского мэра… 

— Заметьте, не я это сказал… Поймите: дизайнер, который работает персонально с клиентом, не имеет права говорить об этом. Пусть он сам рассказывает. Как семейный гинеколог, психолог или юрист, так и семейный дизайнер не имеет права говорить о своих клиентах, кем бы они ни были. 

— А сами свою одежду носите? 
— Конечно, на мне — все «от Пономарева», кроме носков, трусов и обуви… 

— Константин, меня зовут Лиля. Я вижу, что мода идет по кругу: брюки-бананы возвращаются, рукавчики-фонарики. Откуда вы черпаете новинки, неординарные идеи, что вдохновляет вас на шедевры? А они у вас есть, я знаю. 

— Спасибо. Но скажу вам честно: я не знаю. Например, недавно у меня появился новый фаворит среди дизайнеров — Жан-Пьер Браганса: мне нравятся цветовые сочетания, какие-то новые вещи, но в целом коллекция не нравится. И вдруг я вижу широкий пояс штанов, который почему-то пришит не там, где положено, а вместо манжет. И эта идея навевает уже что-то другое — из этого вообще может родиться какая-то женская куртка. Поэтому что-то объяснить, найти логику я даже не пытаюсь. Идея может прийти даже в совершенно банальных ситуациях, например, когда я смотрю на гантелю или кошку. И кто родил эту идею — я, кошка или гантеля — остается загадкой. 

«Я открою вам тайну…»

 

— Здравствуйте, Константин. Меня зовут Лена. Запомнилась фраза Коко Шанель: «Остерегайтесь оригинальности. В женской моде оригинальность может привести к маскараду». Мне интересно ваше мнение по этому поводу. Ведь каждой женщине, как мне кажется, хочется быть оригинальной. 

— С одной стороны, Шанель за свою жизнь наговорила много такого, что в общем-то и комментировать иногда не хочется. Грамотного профессионального пиара тогда не было, и она первая поняла простую вещь: надо «ляпнуть» что-нибудь, но главное — с уверенным лицом, это быстро разнесется по Парижу и в прессе. И действительно, так оно и происходило. Но, с другой стороны, Шанель произносила и интересные вещи. Однажды она сказала: «Мне совершенно безразлично, что вы думаете обо мне, учитывая то, что я о вас совершенно не думаю». Красиво… И все же в смысле красивого женского афоризма на первом месте стоит Фаина Георгиевна Раневская, потом долго никого нет, потом — кирпичная стенка, а уж за нею «сидит» Коко Шанель. 

А что касается ее высказывания насчет оригинальности — в этом смысле я с ней совершенно не согласен. Считаю, что человек не должен быть оригинальным, а может иметь счастье таковым быть, если у него для этого есть вкус, уважение к себе и желание быть, а не казаться. 

— Константин, а что, на ваш взгляд, в этом сезоне нужно носить, чтобы выглядеть оригинально? 

— Оригинальность — это не сезонная вещь, а образ жизни. Вы сейчас затронули тему, которой бы хватило на целую диссертацию. Но, мне кажется, меньше всего стоит думать о какой-то конкретной вещи. Наверное, для этого достаточно не терять интерес к себе, к жизни, к тому, чтобы вызывать у окружающих какие-то эмоции, причем неважно какие. Вы же знаете, что в Лондоне, Париже полно так называемых «фриков». Это люди, которые получают удовольствие от своего внешнего вида, и им совершенно «по барабану», что подумают на эту тему. И это тоже стиль. 

— Ну-у… мы так не можем, мы же в советское время воспитаны. 

— Тут все зависит от вашего восприятия себя. Забудьте советские времена, просто посмотрите на себя в зеркало и скажите: «Я самая очаровательная и привлекательная и хочу носить вот эти вещи». И носите с гордо поднятой головой. 

— Но какие же, Константин? Может, цветовые предпочтения есть в этом сезоне? 

— Хорошо, я открою вам маленькую тайну, о которой молчат абсолютно все журналы, потому что зарабатывают на этом сумасшедшие деньги… Мода умерла, ее нет. На сегодняшний день нет ничего такого, что связано с цветом, формой, что является пиковым. Сегодня можно все! Самое главное — чтобы в вашем наряде было ощущение осознанности, мол, все, что вы сделали — было намеренно. Это могут быть брюки-клеш 70-х годов, это может быть «ультрамодный» сейчас жилет и под ним — любого цвета рубашка и какой угодно галстук. И при этом — сумка на длинном ремешке и туфли на высоком каблуке. Все, что я вам сейчас перечислил — атрибуты как минимум пяти разных стилей, но эта эклектика, если грамотно выполнена, будет выглядеть очень красиво. 

Эксклюзив для «Вечернего Харькова»

 

— Константин Пономарев? Замечательно. Меня зовут Владислав. Что для вас сложнее сделать: мужскую коллекцию или женскую? У вас же есть мужские коллекции? 
— Конечно. Как правило, мы делаем одну мужскую коллекцию, одну женскую, то есть чередуем. Вы знаете, если нравится — легко все. Когда делаю женскую коллекцию — я больше женщина, когда мужскую — больше мужчина 

— А я, помимо того что мужчина, еще и левша. А вся мужская одежда приспособлена «под правую руку». Можно ли изменить что-то в этих канонах, чтобы было удобнее? А то все куртки застегиваются на правую сторону. 
— Так случилось, что самый близкий мне друг — тоже левша. И на одних штанах мы ему сделали застежку именно для левши. Он говорит, что очень удобно. Поэтому все возможно. В общем-то, очень интересная тема. Я хочу вас поблагодарить, это может стать темой целой коллекции. Но мы рискуем тут вторгнуться в традицию женской застежки. Поэтому подойти к этому вопросу нужно аккуратно и профессионально. Очень рекомендую ко мне подъехать, и мы с вами сделаем это в индивидуальном порядке. 

— Константин, здравствуйте. Какие брюки в 2010 году будут в моде: расклешенные или прямые? Меня Анна зовут. 

— Четко сидящие на талии, свободные по бедрам и ногам, с широкими манжетами, которые полностью закрывают обувь, то есть актуальна стилистика 30-х годов прошлого века. Этот стиль американцы называли «авиатором». (Только что придумал, честно — эксклюзив для «Вечернего Харькова»). 

Зайцев похвалил, Рабан — подмигнул 


— Добрый день, Константин. Меня зовут Валерия Ивановна. Существует мнение, что наша молодежь одевается очень ярко, привлекательно, тогда как за границей люди одеты в какие-то серенькие курточки, обычные брючки, с рюкзачками. Даже бытует мнение, что наши люди одеваются так, как за границей в рестораны ходят. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет. 

— Вы абсолютно правы — только наша женщина может быть на пляже Коста дель Соль на высоком каблуке, в купальнике и с вечерним макияжем. За границей так не принято. И все же я стою на стороне нашей женщины: она имеет право выделяться на фоне всей этой безликой толпы, и если она чувствует себя комфортно, если ей нравится, что за ней идет шлейф загорелых испанцев, то почему бы нет? Она имеет на это право. 

— А наша молодежь, как вы считаете, откуда черпает идеи для своего гардероба — из журналов, с Барабашовского рынка?.. 
— Они больше отталкиваются от каких-то субкультурных явлений в социуме. Вот есть, допустим, поклонники определенного стиля в музыке, того же RnB или танцевального хип-хопа, и одеваются они в рамках неких стилевых конвенций, которые созданы в этом стиле. И, наверное, это естественно. Я, кстати, хипповал в юности и вписывался в стилистику хиппи тех лет. 

— Вы же возите свои коллекции за рубеж. Какая из поездок вам наиболее запомнилась? 

— Когда хвалит коллега — это дорогого стоит, потому что обычно они «скрипят зубами». Наверное, совершенной неожиданностью стало то, что в Москве после показа меня похвалил Зайцев, который, в принципе, не хвалит никого и никогда. Было приятно, когда в Киеве Пако Рабан подмигнул мне, мол, молодец. Хотя Бог его знает, что он имел в виду.


Биографическая справка

Константин Пономарев родился в Харькове в 1969 г. Образование: Харьковское государственное художественное училище, институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) в Петербурге. С 1989 по 1991 гг. служил в армии в г. Северодвинске Архангельской области. С 1991 по 1996 гг. занимался бизнесом, а в свободное время — созданием костюмов к спектаклям «Коварство и любовь» в Харькове и «Женитьба» в Чернигове. В 1996 г. создает первое в Харькове авторское ателье и начинает работать над коллекциями и с персональными заказами. В 2003 г. сотрудничает с Волынским шелковым комбинатом. Первый украинский дизайнер, чей показ на FTV сопровождался титром «Ukraine». Одевал для участия в конкурсе «Королева Харькова» Ксению Кузьменко и Ольгу Савинскую, а также Ксению Кузьменко для конкурса «Мисс мира». Его творчеству присущи эксперименты с формой и философией вещей. Любит, когда предметы одежды отличаются не только оригинальностью замысла, но и содержат в себе шутку над самим собой.