С 1993 года, в соответствии с указом президента, в последнее воскресенье октября в Украине отмечается профессиональный праздник работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Насколько связаны между собой эти профессии, объяснять, пожалуй, не надо. Ведь именно от качества работы дорожников зависит в первую очередь комфорт и безопасность водителя. Харьков всегда был и до сих пор остается передовым научным центром, в котором разрабатываются новые технологии производства дорожного покрытия, исследуются его свойства, идет работа по улучшению его качеств. Впрочем, предоставим слово профессионалам.

С первых дней существования кафедра технологии дорожно-строительных материалов ХАДИ (основана в 1932 году, ныне ХНАДУ) ведет глубокие исследования состава, технологии и долговечности асфальтобетонов. Исследовательскими полигонами стали ул. Иванова, Московский просп., пл. Тевелева (ныне пл. Конституции), ул. Карла Либкнехта.

Для обеспечения долговечности асфальтовых покрытий ученые кафедры на стыке 50–60-х годов разрабатывают теорию структурообразования и решают проблему обеспечения асфальтобетонных заводов качественным минеральным порошком. Кафедра работает в тесном сотрудничестве с Городским дорожным управлением. В 1964 году начинает работать асфальтобетонный завод треста № 86 «Спецстроймеханизация» – один из лучших заводов такого профиля в Украине. Все разработки кафедры проходят проверку на этом предприятии.

В 1962 году создаются теплые асфальтобетонные смеси, позволяющие вести работы практически круглогодично, что особенно важно для северных и восточных районов страны. Кроме технологичности, эти смеси обеспечивают экологическую безопасность и снижение энергорасходов. Разрабатываются принципиально новые сдвигоустойчивые многощебенистые асфальтобетоны – предшественники щебенисто-мастичных асфальтобетонов. Первые опытные участки в 1966 году строятся на трассе Москва – Симферополь и на выезде из завода им. Малышева по ул. Юмтовской.

Вместе с физико-химиками ВНИИ ПАВ (г. Щебекино Белгородской области) создается уникальная поверхностно-активная добавка КАМИД, введение которой в битум обеспечивает повышение устойчивости покрытия против одновременного воздействия воды, переменного замораживания-оттаивания и транспортных нагрузок.

Исследуются дорожные эмульсии, которые в конце 50-х годов поломали обычные представления об асфальтобетоне, непременно приготавливаемом по горячей технологии. В семидесятых годах кафедрой изобретается и проверяется на производстве (Харьков, Кишинев и Барнаул) технология ультразвуковой активации битумов, позволяющая отказаться от дорогостоящих добавок.

В тяжелые годы дефицита нефти битума кафедра создает технологии использования каменноугольных дегтей и разного вида смол. В 50–70-е годы эти вяжущие становятся самыми востребованными в Донбассе, с предприятиями которого кафедра тесно сотрудничает многие годы. Но эти вяжущие токсичны, опасны для здоровья. Кафедра усовершенствует и внедряет прогрессивные технологии холодных асфальтобетонных смесей, наиболее экологически чистых и наименее энергоемких.

В 1998 году кафедра первой в Украине освоила и внедрила в производство на АБЗ ЗАО «Стройинвест» асфальтополимербетон. Он был уложен на Московском проспекте между станциями метро «Московский проспект» и «Маршала Жукова». На два месяца мы опередили киевских дорожников, применивших этот материал на главной улице страны -- Крещатике. То был не самый лучший материал, но за 10 лет упорных исследований разработки кафедры мы достигли уровня, ни в чем не уступающего западноевропейскому.

В то же время кафедра хорошо понимает необходимость профессионального освоения зарубежных инновационных технологий. Одна из них – щебеночно-мастичные смеси. Состояние участков, построенных на ул. Краснодарской и просп. Тракторостроителей в 2006 и 2007 годах, показало, что такой материал должен использоваться в Харькове. Автомобилисты, проезжающие по улице Пушкинской, должны осознавать, что они едут по покрытию, созданному в Германии, но освоенному харьковскими дорожниками.

Параллельно ведутся углубленные научные исследования, их результаты хорошо принимаются в дальнем зарубежье; исследователи кафедры – желанные участники крупнейших мировых и европейских конгрессов. С 1995 года кафедра представляет Украину во Всемирной дорожной ассоциации.

Разработки кафедры трансформируются в государственные стандарты. Гордостью кафедры, университета и города являются первые стандарты Украины на дорожные битумы и дорожные асфальтобетоны. Это означает, что все нефтеперерабатывающие заводы Украины обязаны изготавливать битумы, отвечающие требованиям, разработанным кафедрой. Это же относится и к асфальтобетонам, используемым на автомагистралях, городских проспектах, площадях и тротуарах.

Совершенно уникальной, направленной на радикальное улучшение эстетического восприятия дорожной обстановки, является технология получения цветных асфальтополимерных бетонов. Первая разработка по этой теме была начата еще в 1958 году. Но лишь с 2001 года мы научились делать цветной асфальтобетон, который не уступает по долговечности хорошему обычному, а по цветовым качествам отвечает лучшим европейским аналогам.

В.А. Золотарев, завкафедрой технологии дорожно-строительных материалов ХНАДУ, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Украины