В каких случаях аннулируется регистрация плательщика налога на добавленную стоимость?
По инициативе органа государственной налоговой службы аннулирование регистрации происходит в случае, если:
— плательщик налога более двадцати четырех календарных месяцев (включая месяц регистрации) имеет объемы налогооблагаемых операций меньше 300 тыс. грн.;
— налогоплательщик объявлен банкротом;
— плательщик налога подает заявление о прекращении своей деятельности по собственному желанию или по решению суда;
— лицо, зарегистрированное как плательщик налога, регистрируется в качестве плательщика единого налога или становится субъектом других упрощенных систем налого-обложения, которые определяют особый порядок начисления или уплаты налога на добавленную стоимость;
— налогоплательщик избирает специальный режим налогообложения;
лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога, не подает в орган государственной налоговой службы налоговую декларацию по этому налогу в течение двенадцати последовательных месяцев или подает такую налоговую декларацию, которая свидетельствует об отсутствии налогооблагаемых поставок в течение такого периода, а также в случаях, определенных законодательством относительно порядка регистрации субъектов хозяйствования.
Плательщик налога на добавленную стоимость обязан возвратить органу государственной налоговой службы регистрационное свидетельство, если аннулирование регистрации осуществляется по инициативе:
— плательщика налога —
вместе с подачей заявления о таком аннулировании;
— органа государственной налоговой службы — в течение двадцати календарных дней со дня принятия решения об аннулировании (в этом случае задержка в возврате свидетельства приравнивается к задержке в подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
Для информирования плательщиков налога Государственная налоговая администрация Украины ежемесячно обнародует на своем web-сайте (www.sta.gov.ua) данные из Реестра плательщиков налога на добавленную стоимость и информацию о лицах, лишенных регистрации в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость по их заявлению или по инициативе органов государственной налоговой службы либо решением суда.
О налоге на промысел
Плательщиками налога на промысел могут быть граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства (в дальнейшем — граждане), как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Украине, если они не зарегистрированы как субъекты хозяйствования и осуществляют не систематическую (не более четырех раз в течение календарного года) продажу выработанных, переработанных и купленных продукции, вещей, товаров.
1. Объектом обложения налогом на промысел является суммарная стоимость товаров по рыночным ценам, которая отмечается гражданином в декларации, поданной в орган государственной налоговой службы по месту его жительства, а гражданином, не имеющим постоянного жительства в Украине, — по месту продажи товаров.
Не декларируется и не облагается налогом стоимость продажи выращенных в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства, скота, кролей, нутрий, птицы (как в живом виде, так и продукции их забоя в сыром виде и виде первичной переработки), продукции собственного пчеловодства, а также продажа автотранспортных средств, находящихся в частной собственности граждан, если они реализуются один раз в течение года.
Ставка налога на промысел устанавливается в размере десяти процентов указанной в декларации стоимости товаров, подлежащих продаже в течение трех календарных дней, но не меньше размера одной минимальной заработной платы. В случае увеличения срока продажи товаров до семи дней ставка налога увеличивается.
Налог на промысел уплачивается до момента приобретения одноразового патента на торговлю, стоимость которого определяется на основании указанной плательщиком суммарной стоимости товаров и ставки налога. Сумма налога по неиспользованному патенту возврату не подлежит.
Преимущества единого налога для юридических лиц
Упрощенная система налого-обложения для юридических лиц имеет преимущества перед общей.
Субъект малого предпринимательства — юридическое лицо, уплачивающий единый налог, не является плательщиком следующих видов налогов и сборов (обязательных платежей):
— налога на добавленную стоимость (кроме случая, когда юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов по единому налогу
по ставке 6%);
— налога на прибыль предприятий;
— платы (налога) на землю;
— сбора на специальное использование природных ресурсов;
— коммунального налога;
— сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
— платы за патенты, согласно Закону Украины от 23 марта 1996 года № 98/96-ВР «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятель-
ности».
Ведется упрощенный налоговый учет.
Субъекты малого предпринимательства — юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, обязаны вести Книгу учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, в которой в хронологической последовательности на основании первичных документов осуществляются записи об операциях, состоявшихся в отчетном (налоговом) периоде, а также кассовую книгу.
Подаются две формы отчетности: расчет уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога (ф. 1ДФ) и декларация по налогу на добавленную стоимость (в случае, если юридическое лицо избрало способ налогообложения дохода
по единому налогу по ставке 6%).
Каким образом плательщик единого налога может отказаться от применения упрощенной системы налогообложения?
В случае нарушения требований, установленных статьей 1 Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налого-обложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», в частности если объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год превышает 500 тыс. грн. для физических лиц — субъектов хозяйствования и 1 млн. грн. для юридических лиц — субъектов хозяйствования, плательщики единого налога должны перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала).
Субъект малого предпринимательства — плательщик единого налога — может сам принять решение об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возвратиться к общей системе налогообложения с начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) в случае подачи соответствующего заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного (налогового) периода (квартала).