«Стойкий» художник Гамлет Зиньковский собирается попробовать себя на театральном поприще, правда, играть будет не своего знаменитого тезку. В ноябре художник хочет сыграть в спектакле «Записки импресарио». Кроме того, в планах Гамлета грандиозный проект, который Зиньковский задумал реализовать с двумя своими друзьями. Главная его материальная составляющая — старые телевизоры. Из них за несколько лет Гамлет с товарищами обещают создать уникальное произведение искусства и превратить вещи с историей в историческую ценность.

 Он немножко волшебник — потому что научился превращать старое барахло в произведения искусства; он очень сильный мужчина — простоять сутки на табурете способен далеко не каждый, но в первую очередь — он художник. Гамлет Зиньковский рисует практически на всем — от старых виниловых пластинок до арок и стен харьковских домов. Для него искусство давно перестало быть увлечением или профессией и стало единственно возможным способом жизни. 

Коллекционер вещей с историей

 

Первое, что бросается в глаза в мастерской Гамлета, — это стена ножниц. Их около сотни. Разных размеров, форм, эпох и предназначения. Художник коллекционирует ножницы уже три года. Первым экспонатом стал инструмент, который он унаследовал от прапрадеда-кузнеца. Со временем коллекцию стали активно пополнять друзья и торговцы с барахолки — новых ножниц в коллекции у Гамлета нет. Да и вообще он предпочитает вещи, бывшие в употреблении. 

— Мне сложно купить новую одежду, — признается Гамлет. — Не потому, что денег жалко. Просто мне интересны вещи с историей. Новые я покупаю гораздо реже. Например, я начал покупать сточенные ножи: в них столько агрессии, они так много повидали… То же самое и с ножницами. Мне интересны предметы, которые несут определенную энергетику. Я вообще коллекционер чувств, не предметов. 

Старейшим ножницам в коллекции Зиньковского около ста лет. Самый дорогой экспонат художник купил за 200 гривен, а самый дешевый — всего за 50 копеек. Но стоимость не важна. Гамлет готов потратить последние деньги, чтобы спасти вещь, которая просит его о помощи. 

— Я начал покупать на барахолке иконы, старые, в плохом состоянии, но даже, несмотря на это, им там не место, — говорит Зиньковский. — Вообще, для меня барахолка — источник идей и вдохновения. Некоторые, когда ищут новые мысли, отправляются в музеи, другие в путешествия, а я иду на барахолку. 

Музыка старых пластинок и харьковских улиц 



Гамлет очень любит Харьков. Для него этот город — источник вдохновения и место для творчества. Очередная художественная идея — разрисовать все арки на улице Пушкинская. Начал он с дома № 45. 

— Я нарисовал там большого голубя. Срисовывал с коробки спичек, на которой он был изображен, — рассказывает Зиньковский. — А еще разрисовал домик, в котором жила Мария Примаченко. Не знаю, сколько арок успею «раскрасить», но буду работать, пока позволит погода. Для меня стена — это холст. А значит, он не может быть пустым. Просто его можно заполнить нецензурными надписями или повесить рекламу, а можно сделать классные росписи, чтобы людям было интересно ходить по городу. Я очень хочу сделать Харьков лучше, красивее, интереснее. 

Гамлет признается, что иногда устраивает для заезжих знакомых своеобразные экскурсии по стрит-артовому Харькову. А свои работы на экспорт часто вывозит на… виниловых пластинках. 

— Винил — очень хороший способ вывезти свои работы за рубеж, — говорит Гамлет. — Не нужно оформлять кучу документов. Ведь это просто пластинка. То, что на ней что-то нарисовано, для таможенников не имеет никакого значения, а для художников — наоборот.
Но, конечно же, для Гамлета Зиньковского виниловые пластинки — это не только удобный способ транспортировки творчества за рубеж: они стали главным полотном, на которое художник переносит свои мысли, эмоции и воспоминания. 

— Серия арт-винила посвящена той музыке, которую мы никогда не слышали из-за суеты, плеера, телефона; но под ее воздействием наш внутренний мир расширяется, становится богаче, — объясняет Гамлет. — Ведь, по сути, кроме нашей квартиры и работы есть еще город, который является для кого-то большим Домом… Работая над этой серией, я часто погружался в детство, когда, опустошенный после школы, брал свою собаку и шел гулять по дворам, улицам, откладывая уроки на поздний вечер. Именно в тот момент я научился чувствовать улицу и различать ее тонкие звуки… 

Умение стоять за искусство

 

Гамлет — человек, принципиальный во всем. Особенно в творчестве. Из-за этого он так и не получил высшее образование. 

— Меня отчислили из Харьковской академии дизайна и искусств, — рассказывает Зиньковский. — Просто я с самого начала ходил только на профильные предметы, а остальные прогуливал и потом как-то решал вопросы. Но преподаватели по физкультуре и психологии заявили, что их предметы очень важны для художника, и так у меня появилось два «хвоста». Меня вызвали в деканат, сказали, чтобы я решал эту проблему, потому что иначе они меня отчислят. Я поставил вопрос декану — или вы мне поможете, или отчисляйте. В результате я не получил диплома, но при этом остался художником. Ведь людям все равно, что у меня по физкультуре, их интересуют мои работы. 

Свою выносливость Гамлет сполна доказал, когда сутки простоял на табурете сначала в Харьковской муниципальной галерее, а потом повторил этот перфоманс во Львове и Киеве. Теперь Гамлета зовут постоять в Москву на биеннале современного искусства. 

— Это будет уже четвертый перфоманс, — говорит Зиньковский. — Интересно, что за последние месяцы у меня изменилось восприятие этой акции. Сначала это была попытка разобраться со временем, потому что я всегда думаю: а что завтра? Только бы сегодняшний день был подольше, чтобы успеть что-то сделать. Поэтому стояние на табурете я воспринимал как убийство времени, а сейчас, наоборот, думаю, в жизни очень много спешки, и этот перфоманс для меня стал возможностью спокойно подумать.