Почему одноклассники сына прекрасно учатся, а мой Артем — сколько ему ни внушай — никак не хочет понять, что от успеваемости зависит его будущее? Может быть, все-таки есть способы его убедить? Всеволод Николаевич

— Школьник будет успешно учиться, если его мотивация построена на познавательной активности: «Мне нравится учиться, узнавать». Или у него есть социально значимый мотив: «Я должен получать оценки, побеждать в олимпиадах», «Я твердо решил, что буду учиться этой профессии». Ребенок не достигает успехов, если его учебная мотивация строится, например, на том, чтобы избежать наказания: «Мне это неинтересно. Отсидел на уроках, списал, главное — чтобы из школы не выгнали», — уверяет заведующая областным центром практической психологии и социальной работы Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования, психолог-методист Елена Маринушкина. — Иногда подросток не учится, чтобы самоутвердиться: он специально поступает в противовес тому, что говорят ему учителя. А бывает, что дети не учатся потому, что в школе неинтересный учебный процесс. Возможно, отдельные преподаватели слишком сложно преподносят материал или унижают школьника, и тогда ребенок рассуждает так: «Мне неинтересно находиться там, где я всегда неуспешен» или «Весь вечер сидел, учил, а мне все равно поставили не ту оценку, на которую я рассчитывал». 

Как убедить дитя взяться за ум? 



— Не паниковать, но и не пускать на самотек, — считает психолог. — Очень важно, чтобы родители не ругали ребенка, не давили на него: «Ты что, не можешь запомнить урок? Пока не выучишь — мы с тобой даже разговаривать не будем». Это может вызвать агрессию и еще большее нежелание ребенка учиться. Иногда родители втолковывают чаду: «Учителю нельзя задавать вопросы, иначе над тобой будут смеяться». И тогда у детей могут оставаться невыясненными вопросы, накапливаться пробелы в темах. Не нужно и захваливать ребенка, безосновательно винить учителя или игнорировать проблему.
Современному школьнику действительно нелегко учиться. Поэтому родителям нужно помочь ребенку, проанализировать, почему он не хочет ходить в школу или делать уроки, обратить внимание на то, что у него не получается. Возможно, школьнику достаточно помочь разобраться с конкретным предметом, чтобы устранить пробелы, а вместе с ними — неуверенность и страх перед уроками.