Копоть, дым, запах бензина и перевернутые автомобили. Все это — Буймеровка-трофи — соревнования внедорожников, проходившие на лесистых холмах и болотистых впадинах Сумской области. В езде по пересеченной местности главное не скорость, а умение и тактика. Спешить нельзя, иначе твой «железный конь» пойдет ко дну или застрянет где-то среди камышей непроходимого болота.

Фашист, Барракуда и Самурай

 

С самого утра многочисленные экипажи собрались на площади небольшого городка Ахтырка, чтобы принять участие в торжественном выезде на полосу препятствий. 
Водитель джипа Сузуки-Самурай Виталий по кличке Фашист пятый раз принимает участие в гонках. Для него выезд — не просто преодоление препятствий, а настоящий вызов и себе и своему «железному коню». 

— Мой автомобиль — я ласково называю его «Барракуда» — уже не раз оправдывал свое прозвище, — улыбается Виталий. — Для того чтобы участвовать в такого рода соревнованиях, я вложил в свое детище порядка 10 тыс. у.е., но результат оправдал все ожидания. Теперь мой автомобиль похож на танк и не боится ни грязи, ни воды. 

В первый день участников гонок ждало 11 спецучастков, из которых каждый водитель мог произвольно выбрать себе отрезок пути. Въехав через специальные ворота, они проходили препятствие, а на выезде дотрагивались рукой до таблички и фотографировались на фоне своего авто. 

Вместе с пресс-секретарем и по совместительству врачом Игорем Арсением мы не спеша выехали за ревущими внедорожниками. 

— Данные и подобные им соревнования для всех, кто здесь собрался, — это прежде всего проверка своего автомобиля, — рассказывает Игорь, лавируя между ухабами. — Люди вкладывают сотни и тысячи долларов в машину не просто так — для них машина как боевая подруга — с ней они делят и радость победы, и неудачу. 

С помощью лебедки и троса

 

Подъезжаем к спецучастку под номером 1 в районе села Бакировка. Он состоит из нескольких отрезков старого русла реки Ворскла, заболоченного луга и крутого подъема, покрытого мелким кустарником. 

— Была бы здесь «копейка», — шутит один из судей, — пришлось бы вызывать эвакуатор и «скорую». 

Однако и участникам гонок с моторами помощнее здесь тоже досталось. А первыми этот участок преодолели два водителя на квадроциклах. Преодолев болотистые отрезки пути, они, пешком поднявшись на почти отвесный склон, умело закрепили стальной трос за ствол одного из деревьев и с помощью электрической лебедки подняли четырехколесных монстров на гору. 

— Непросто было, — переводя дыхание, отметил Пархоменко-старший. — Не завидую я другим водителям... Сейчас на легкие участки поедем — натерпелись мы здесь. Чуть аккумулятор не посадили! Но главное, что выбрались. 

До финиша доехали не все

 

Впрочем, другие водители, как оказалось, натерпелись не меньше. На участке номер шесть, который находился на территории сильно заболоченного леса в районе реки Гусынка, перевернулся автомобиль, сообщили нам. Отправляемся на место ЧП и встречаем старых знакомых — водителя Виталика и штурмана Олега, стоящих возле перевернутой «Барракуды». Двадцать минут мучений — и автомобиль снова становится на четыре колеса. 

— Когда выезжал на подъем, не увидел яму — она была прикрыта кустами, и завалился на правую сторону, — рассказывает, как попал в переделку, перепачканный Виталий. 

Но, несмотря на ушибы и разбитое переднее стекло автомобиля, ребята вызвались продолжить гонку, которая длилась до восьми вечера. 

В этот день не повезло еще двум экипажам — они, в отличие от «Барракуды», вообще не доехали до конечного пункта и снялись с соревнований. 

Пьяный зритель хуже препятствия

 

На следующий день тоже не обошлось без неожиданностей. Намеченный на 11 часов утра старт по непонятным причинам был дан на три часа раньше. В итоге многочисленные зрители, пришедшие понаблюдать за гонками, разбрелись по лесу и, переходя от одной контрольной точки к другой, растерянно спрашивали друг у друга, куда же подевались участники соревнований. 

Кстати, некоторые зрители тоже успели отличиться. Так, два местных жителя, предварительно «приняв на грудь», пришли поглазеть на чудо-гонки и чуть не попали в аварию. Пытаясь получше разглядеть, как автомобиль преодолевает препятствие, они, несмотря на неоднократные предупреждения и нецензурные окрики судьи, вышли за оградительную линию прямо на середину дороги и стали подбадривать жестами и хлопками водителей ехавших навстречу автомобилей. Однако, увидев приближающийся джип, водитель которого изо всех сил пытался избежать столкновения с «болельщиками», один из них, отскочив в сторону, упал в огромную лужу. Доказав при этом на собственном опыте, что в такого рода соревнованиях грязи не боятся не только джипы, но и те, кто приходит на них посмотреть. 

Бывает и так

 

Как рассказал один из участников соревнований, в прошлом году местный житель, взбешенный ревом моторов, выстрелил из охотничьего ружья в проезжавший мимо внедорожник. Женщину-водителя джипа спасло сиденье, в спинке которого застряла дробь, пробившая навылет заднее стекло. 

Танки грязи не боятся

 

На старт трофи-рейд выехали 33 экипажа со всей Восточной Украины и России. В соревновании участвовало пять классов участников: ATV — квадроциклы, «Рейд» — стандартные внедорожные автомобили, ТР-1 — подготовленные стандартные внедорожные автомобили, ТР-2 — усиленно подготовленные внедорожные автомобили, ТР-3 — специально подготовленные (изготовленные) внедорожные автомобили (прототипы) с минимальными техническими ограничениями.